Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. По рис. Махаева. 1750г. (ок.) Старинная гравюра

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. По рис. Махаева. 1750г. (ок.) Старинная гравюра
Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. По рис. Махаева. 1750г. (ок.) Старинная гравюраВид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. По рис. Махаева. 1750г. (ок.) Старинная гравюра

120 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1750 (ок.)
Художник: Михаил Иванович Махаев (1718—1770) "Проспектъ по ръкъ Фонтанкъ отъ Грота и Запаснаго дворца на Полдень"
Гравёр: Иоганн Фридрих Пробст (Иоганн Бальтазар Пробст?)
Техника: гравюра на меди, бумага верже, aкварельная подкраска. Vue d'Optique.
Город: Аугсбург
Размер листа (см): 28,1 x 41,0
Оригинальное название: Apotheca Aulica Comparationis, ad Fluvium Fontacka Petroburgae. Almazen de las provisiones de la corte junto a lo rio Fontacka en Petersbourg
Категории: , , .

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД ГРОТА И МАГАЗИНА ПРОВИЗИИ ДВОРА, ПО РЕКЕ ФОНТАНКЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В РОССИИ.

 

Прототипом представленной работы послужила гравюра Григория Аникеевича Качалова (1711/12-1761) “Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770). Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины, обрезана по рамке. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.

На изображении перспективный вид по реке Фонтанке; справа – небольшое сооружение под куполом, увенчанным шестигранным фонариком с куполом – Грот в Летнем Саду и деревья Летнего Сада. Небольшое трехэтажное сооружение под плоской крышей – водовзводная башня для фонтанов Летнего Сада; слева – несколько двухэтажных и одноэтажных сооружений под двускатными крышами – деревянный Запасной Дворец, дом Олсуфьева,партикулярная верфь; перспектива замыкается водовзводным мостом с двумя пролетами, за которым видны здания. На реке лодки и парусные суда. Гравюра раскрашена вручную: верхняя часть неба – голубым; купол Грота – синим, деревья сине-зеленым;крыши других зданий – красным; паруса – красным; одежда людей в лодках – желтым, красным.

Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Государственной библиотеки Шлезвиг-Гольштейна (Schleswig-Holsteinische Landesbibliothek) под инвентарным номером Petersburg 5; Музее Христьянского искусства (Kereszteny Muzeum, Эстергом 2500, Венгрия) под инвентарным номером Ltsz. 1975.1470.1; Государственного музея-заповедника «Петергоф» (Приложение к приказу Минкультуры России Перечень музейных предметов ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Петергоф», подлежащих включению в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации Федерального. Протокол ЭФЗК No 21/14 от 09.04.1998 КП 43981)

Библиография: G. B. Probstnál is: Sixt von Kapff, Angelika Steinmetz-Oppelland: “Weitverbreitete Ansichten: Guckkastenbilder aus dem Verlag von Georg Balthasar Probst (1731 – 1801) in Augsburg. Ein Forschungsbericht.” In: John Roger Paas (szerk.): Augsburg, die Bilderfabrik Europas. Essays zur Augsburger Druckgraphik der Frühen Neuzeit. Augsburg: Wißner-Verlag, 2001, 199-226, No. 80/9 (211. o.)

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь памятной даты был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев. Успешно овладев законами перспективной науки, частью — самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга, нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному. Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся  в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.

Иоганн Фридрих Пробст (Johann Friedrich Probst, 1721-1781) – знаменитый немецкий гравер и издатель. Иоганн Фридрих был сыном не менее известного аугсбургского издателя и гравёра Иоганна Бальтазара Пробста (Johann Balthasar Probst) и внуком Иеремии Вольфа. Иоганн Фридрих Пробст продолжал дело отца и также создал множество собственных работ.