Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. 1760г. По Махаеву. Старинная гравюра

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. 1760г.  По Махаеву. Старинная гравюра
Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. По рис. Махаева. 1750г. (ок.) Старинная гравюраВид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца. 1760г.  По Махаеву. Старинная гравюра

115 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1760 (ок.)
Художник: Михаил Иванович Махаев (1718—1770) "Проспектъ по ръкъ Фонтанкъ отъ Грота и Запаснаго дворца на Полдень"
Гравёр: Huquier
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже, акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Huquier
Размер листа (см): 30,7 x 44,4
Оригинальное название: Vue Perspective de la Grotte et du Magasin des Provisions de la Cour, sur la riviere de Fontancka a St. Petersbourg en Russie. A Paris : ches Huquier fils Graveur, rue St. Jacques, au dessus de celle des Mathurins au Gd St Remy
Язык: французский
Категории: , .

Вид реки Фонтанки в Санкт-Петербурге на антикварной гравюре XVIII века

 

Прототипом представленной работы послужила гравюра Григория Аникеевича Качалова (1711/12-1761) “Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770).

На изображении перспективный (оптический) вид по реке Фонтанке; справа – небольшое сооружение под куполом, увенчанным шестигранным фонариком с куполом – Грот в Летнем Саду и деревья Летнего Сада. Небольшое трехэтажное сооружение под плоской крышей – водовзводная башня для фонтанов Летнего Сада; слева – несколько двухэтажных и одноэтажных сооружений под двускатными крышами – деревянный Запасной Дворец, дом Олсуфьева, партикулярная верфь; перспектива замыкается водовзводным мостом с двумя пролетами, за которым видны здания. На реке лодки и парусные суда. Гравюра раскрашена вручную.

Гравюра выполнена на плотной бумаге, чистая обратная сторона. В целом хорошее коллекционное состояние. Представляет интерес для ценителей истории, декораторов. Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Библиотеки университета Иоганна Кристиана Зенкенберга в Франкфурте-на-Майне (Universitaetsbibliothek Johann Christian Senckenberg, Frankfurt am Main; URN urn:nbn:de:hebis:30:2-301644 )

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь памятной даты был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев. Успешно овладев законами перспективной науки, частью — самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга, нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному. Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся  в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.