…
Антикварная гравюра “Вид дворца в Санкт-Петербурге”
Aнтикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. На изображении пространство, ограниченное с трех сторон аркадами, без перекрытия, фасады оформлены спаренными колоннами, над каждой парой – ваза; трехпролетная арка фасада, замыкающего площадку первого плана, украшена двумя статуями и переходит в три прохода, перекрытых цилиндрическими сводами, которые выводят в сад; перспектива центральной аллеи сада замыкается архитектурным сооружением. На крыше, над тремя проходами – смотровая площадка. Для оживления композиции введены фигурки гуляющих людей. Гравюра раскрашена вручную: верхняя часть неба – голубым.
Подписи: 15e.Vue d’Optique Represant Facies Exterior Palacii Petropolitani Le Profil du Palais de Petersbourg.
Жак Шеро (Jacques Chéreau, 1688-1776) – французский художник-портретист, гравер и издатель “оптических видов”; работал в районе граверов на улице Сен-Жак, который по-разному обозначался на гравюрах как “au Grand Saint Remy” , “au Coq” или “au dessus de la Fontaine St. Severin”
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.