…
Антикварная гравюра «Вид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке» в Петербурге. Музейный экземпляр.
Oпубликованo в соответствии с Законом парламента 1755г. (Published according to act of Parliament 1750)
Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес. На изображении перспективный вид набережной, вымощенной досками и улицы, спускающейся к реке; угловую позицию занимает здание складов; на реке парусные суда с флагами и вымпелами, лодки с гребцами; перед зданием складов тюки с товарами, люди. Гравюра раскрашена вручную: небо и крыша здания складов, река – голубым и синим; дощатый настил – светло-коричневым. Прототипом представленной работы послужила гравюра Ивана Петровича Елякова (1724-1756) “Проспект Биржи и Гостиного двора на Васильевском острове” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770).
Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании Национального Морского Музея, Гринвич, Лондон (National Maritime Museum, Greenwich, London), в коллекции Русского Географического Общества (Попечительский Совет Русского географического общества возглавляет Президент России Владимир Путин, Президентом Общества является министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу) а также в Muséum De Lakenhal (Голландия). Примечательно то, что в Русском Географическом Обществе гравюра отрибутирована 1730 годом (около), что, разумеется, не может соответствовать истине.
Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.