Петербург. Вид берегов Невы. 2. Oк.1770г. Музейный экземпляр. Старинная гравюра. Махаев/Шеро?

Петербург. Вид берегов Невы. 2. Oк.1770г. Музейный экземпляр. Старинная гравюра. Махаев/Шеро?

89 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1770 (ок.)
Художник: (инвентор) Михаил Иванович Махаев (1718—1770)
Гравёр: неизвестный гравёр c рисунка Махаeва, предположительно Жак-Франсуа Шеро
Техника: гравюра на меди с ручной акварельной раскраской. Бумага верже с водяными знаками. Vue d'Optique.
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Жак-Франсуа Шеро (Jacques-François Chereau, 1742-1794)
Размер листа (см): 25,0 x 39,3
Оригинальное название: VUE PERSPECTIVE des BORDS de la NÈVA en descendant la RIVIERE entre le PALAIS d' HYVER de Sa Majesté IMPÈRIALE et les BATIMENS de l'ACADÈMIE des SCIENCES à PETERSBOURG
Язык: французский
Категории: , .

Перспективный вид берегов Невы вниз между Зимним дворцом её Императорского Величества и зданий Академии наук Петербурга

На переднем плане – река Нева с парусниками и лодками, слева – перспектива набережной Васильевского острова со зданиями Академии Наук, Кунсткамеры и Государственных коллегий, справа – перспектива набережной со зданиями Зимнего дворца (в доме Апраксина), Адмиралтейства и Исаакиевского собора. В глубине – старый плашкоутный Исаакиевский мост. Гравюра выполнена зеркально (оптический вид). Гравюра в хорошем состоянии, незначительный фоксинг в верхней части листа за границей печатного поля. Послужит прекрасным подарком ценителю красот северной столицы. Ещё один экземпляр именно этой гравюры хранится во Франции в собрании Городской библиотеки Валансьена (Bibliothèque municipale de Valenciennes); Библиотеки Национального института истории искусств, коллекции Жака Дусе (Paris, Bibliothèque de l’Institut National d’Histoire de l’Art, collections Jacques Doucet; Identifiant numérique: NUM VO Rus SP06

Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Прототипом послужила гравюра из альбома “План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изд. трудами имп. Акад. Наук и художеств” (СПб.: Академия наук, 1753) под названием “Проспект вниз по Неве реке между Зимним Ее Императорского Величества домом и Академией Наук“. Слева под изображением прототипа выгравировано: “Подсмотр. Г. Валерiани, снимал подмастерья Михайла Махаев. Под изображением справа: «Грид. мастер Григорий Качалов».

Оптический вид (Vue dOptique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue dOptique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики высшего света было иметь коллекцию таких гравюр разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.

Джузеппе Валериани (1708-1762)—итальянский сценограф и живописец-декоратор. Один из учителей знаменитого гравера Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778). В 1742 году приехал в Россию, где работал в течение 20 лет, определяя развитие монументальной и театрально-декорационной живописи. Занимал пост придворного художника императрицы Елизаветы Петровны, возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, которая работала над украшением всех существовавших в то время императорских дворцов, строившихся и перестраивавшихся по проектам К. Б. Растрелли.

Михаил Иванович Махаев (1718-1770) — художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Григорий Аникиевич Качалов (1711/1712-1759)—гравер резцом, офортист. С 1757 года руководил Гравировальной палатой Академии Наук.