…
Вид на прогулочный замок Аксариан со стороны большого бассейна в Петербурге
Aнтикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Для оживления композиции введены фигурки гуляющих людей. Гравюра раскрашена вручную: верхняя часть неба – голубым.
В основе представленной гравюры лежит гравюра Пьетро Монако (Pietro Monaco) с рисунка Джузеппе Цокки (Jiuseppe Zocchi) “Villa di sesto delli SS.ri Marchesi Corsi” из альбома “Vedute delle Ville e d’altri luoghi della Toscana” (ок. 1750). Парадоксально лишь на первый взгляд. Известно большое количество «фантастических» русских видов, не имеющих прототипов в русской гравюре или — в россике, но представляющих собой перегравировки с европейской видовой гравюры и снабжённых надписями, отсылающими к России, главным образом к Петербургу, который в XVIII столетии вызывал вполне понятный огромный интерес по всему миру. Так что неудивительно, что надпись с топонимом «Петербург» появлялась на гравюрах с изображениями парижских фонтанов и фейерверков, итальянских вилл и т.п.
Хорошее состояние. Плотная бумага, незначительное локальное пожелтение бумаги. Чистая обратная сторона (Verso blanc). Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет коллекционный интерес. Известный экземпляр: Городской музей изобразительного искусства и истории в Лейдене (Lakenhal De Museum; INVENTORY NUMBER3121.185)
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.
Жак Шеро (Jacques-François Chéreau, 1688-1776) – французский художник-портретист, гравер и издатель “оптических видов”; работал в районе граверов на улице Сен-Жак, который по-разному обозначался на гравюрах как “au Grand Saint Remy” , “au Coq” или “au dessus de la Fontaine St. Severin“