…
Редкая антикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска медной пластины. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.
Жан Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781) — известный французский живописец и гравёр, ученик великого живописца Франсуа Буше (1703-1770).
С 1758 года в течение пяти лет Лепренс жил и работал в России, принимал участие в росписи плафонов Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. Лепренс путешествовал по Российской империи: был в Финляндии, Литве, Сибири и вернулся в Париж в декабре 1763 года с обширной коллекцией рисунков, которые он использовал для своих картин и гравюр. В 1765 году Жан Батист Лепренс был избиран действительным членом Французской академия живописи и скульптуры. В собрании Государственного Эрмитажа находятся девять работ Лепренса.
Иоганн Христиан Набгольц (Иван Христофорович; 1752, Регенсбург – 1797, Санкт-Петербург) – живописец, миниатюрист, гравёр, работал в Регенсбурге, Лейпциге, с 1784 года – в Санкт-Петербурге. Выполнял заказы Императорского Двора и частных лиц. Лучшие из его книжных работ, без сомнения, принадлежат к высшим достижениям классицизма в России, а годы, когда он работал в Петербурге, были временем завершенности и высокой чистоты этого стиля. C 1796 года Набгольц состоял на службе “в ведомстве Медицинской коллегии для рисовального и гравированного дела”. В собрании Государственного Эрмитажа находятся четыре гравюры Набгольца, две из них – “оптические виды Майсена и Праги. Этот вид Санкт-Петербурга отсутствует.
Издательство Императорской Францисканской академии (Der Verlag der Kaiserlich Franziskischen Akademie). Это издательство было основано аугсбургским художником и гравером Иоганном Даниэлем Герцем фон Герцбергом (Johann Daniel Herz von Herzberg), который ранее в 1755 году основал научно-художественную академию. Однако Герц потерпел фиаско с этим проектом, тем более что Аугсбургский совет не способствовал его сомнительному, с их точки зрения, предприятию. Осталось художественное издательство, которое успешно выпустило множество гравюр на меди, в том числе не менее 540 листов оптических видов. Показательными для листов Издательства Францисканской академии являются немецкие и французские объяснения под изображением, а также название “Коллекция проспектов” (Collection des Prospectes) в левом верхнем углу. Хорошее качество гарантировали граверы, такие как Leizel, Nabholz, Remshart или Riedel. С 1790 года, после роспуска Академии, издательство называлось “Академическое художественное дело” (Akademische Kunsthandlung)
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.