..
Монумент в бозе почившему императору Николаю I
Очень редкая литография музейного уровня в прекрасном состоянии.
Сюжетной основой являлась акварель Шарлеманя, которая была литографирована известным русским художником Карлом Шульцем, после этого отпечатана в лучшей на то время в мире литографической мастерской Лемерсье в Париже. Там же была произведена раскраска акварелью.
Ещё один экземпляр литографии хранится в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ЭРГ-24932 и музейном собрании Библиотеки Университета Брауна (Brown University Library, USA) с годом на постаменте – 1859.
Памятник царю Николаю I на Исаакиевской площади был спроектирован архитектором французом Августом де Монферраном в 1856 году, но был открыт только в июле 1859 года. Акварель Шарлеманя считается ранним представлением запланированного памятника, что являлось общей архитектурной практикой. Памятник отличается от своего окончательного воплощения, например, в положении царской головы. Также отличается надпись на постаменте, где указан год – 1858 римскими цифрами, предполагая, что проект должен был быть закончен ранее. Акварель Иосифа Шарлеманя “Монумент в бозе почившему императору Николаю I” была продана на британском аукционе Сотби в 2013 году за 42500 фунтов. Лист с изображением проектируемого монумента работы Монферрана в смешанной технике под названием “Vue perspective du monument projeté à la glorieuse mémoire de l’Empereur Nicolas Ier” был продан на аукционе Christie’s в 2009 году за более чем 96 тысяч долларов.
Памятник Николаю I расположен на Исаакиевской площади. Время строительства: 1856-1859гг. Памятник выполнен по проекту архитектора Огюста Монферрана. Шестиметровую конную статую Николая I отлил П. К. Клодт.
Иосиф Иосифович Шарлемань ( Joseph Charlemagne, 1824-1870) – русский архитектор и художник, академик архитектуры, в начале своей творческой карьеры работал помощником у Монферрана у Н. Л. Бенуа. Особую известностью Шарлемань приобрёл благодаря своим акварельным рисункам. Учился в известной немецкой школе Св. Петра с 1838 года и в Императорской Академии художеств в архитектурном классе А. П. Брюллова. Окончил курс 27 сентября 1846 года со званием свободного художника. В 1848 году поступил на службу по придворному ведомству и начал её в качестве неклассного архитекторского помощника у Н. Е. Ефимова при постройке Нового Эрмитажа. Здесь он пробыл более 3 лет, до 11 июля 1851 года. За труды по составлению чертежей 6 декабря 1850 года получил первый чин. Затем, последовательно, он был помощником у Монферрана и принимал участие в чертёжных работах при сооружении памятника Николаю I, у Н. Л. Бенуа. Но при этом самых строительных работ никогда не производил, а занимался лишь составлением смет и чертежей сооружений. Такого же характера была его и частная деятельность: отказываясь от наблюдения за постройкой, он брал на себя заказы, как от частных лиц, так и Высочайших особ, исключительно на составление проектов. За один из таких проектов (проект дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича) он был удостоен в 1857 году звания академика архитектуры. Однако своей известностью Шарлемань обязан не столько архитектурным композициям, сколько своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментные акварели в своё время пользовались большим успехом, и часто Шарлемань бывал прямо завален заказами, как русских меценатов, так и особ царской фамилии. Известно, что во время пребывания за границей в 1860 году он исполнил акварелью целую серию видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и Михаила Николаевича. По его замыслу (и брата его, Адольфа Иосифовича) в конце 1852 года небольшое общество молодых людей, художников и любителей, вечерами начало собираться по очереди друг у друга и в кругу поклонников искусства заниматься рисованием; с течением времени собрания эти постепенно разрослись и сложились в так называемые «акварельные пятницы».