Петербург. Памятник Николаю I. 1859г. Редкая антикварная литография

Петербург. Памятник Николаю I. 1859г. Редкая антикварная литография
Петербург. Памятник Николаю I. 1859г. Редкая антикварная литографияПетербург. Памятник Николаю I. 1859г. Редкая антикварная литографияПетербург. Памятник Николаю I. 1859г. Редкая антикварная литография

350 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1859
Художник: Иосиф Иосифович Шарлемань ( Joseph Charlemagne, 1824-1870)
Гравёр: (литограф) Карл Карлович Шульц (1823—1859)
Техника: литография с акварельной раскраской
Издатель: Изdанiе Фельтена въ Домъ Голанdской церкви въ Санктпетербургъ (Carlsruhe & St. Petersburg Verlag von Velten)
Издательство: Литографическая мастерская Лемерсье (Lemercier, Paris)
Размер листа (см): 35x48
Оригинальное название: Монумент в бозе почившему императору Николаю I/Monument à la glorieuse mémoire de l'Empereur Nicolas Ier
Категории: , , .

..

Монумент в бозе почившему императору Николаю I

Очень редкая литография музейного уровня в прекрасном состоянии.

Сюжетной основой являлась акварель Шарлеманя, которая была литографирована известным русским художником Карлом Шульцем, после этого отпечатана в лучшей на то время в мире литографической мастерской Лемерсье в Париже. Там же была произведена раскраска акварелью.

Ещё один экземпляр литографии хранится  в Государственном Эрмитаже под инвентарным номером ЭРГ-24932 и музейном собрании Библиотеки Университета Брауна (Brown University Library, USA) с годом на постаменте – 1859.

Памятник царю Николаю I на Исаакиевской площади был спроектирован архитектором французом Августом де Монферраном в 1856 году, но был открыт только в июле 1859 года. Акварель Шарлеманя считается ранним представлением запланированного памятника, что являлось общей архитектурной практикой. Памятник отличается от своего окончательного воплощения, например, в положении царской головы. Также отличается надпись на постаменте, где указан год – 1858 римскими цифрами, предполагая, что проект должен был быть закончен ранее. Акварель Иосифа Шарлеманя “Монумент в бозе почившему императору Николаю I” была продана на британском аукционе Сотби в 2013 году за 42500 фунтов. Лист с изображением проектируемого монумента работы Монферрана в смешанной технике под названием “Vue perspective du monument projeté à la glorieuse mémoire de l’Empereur Nicolas Ier” был продан на аукционе Christie’s в 2009 году за более чем 96 тысяч долларов.

Памятник Николаю I расположен на Исаакиевской площади. Время строительства: 1856-1859гг. Памятник выполнен по проекту архитектора Огюста Монферрана. Шестиметровую конную статую Николая I отлил П. К. Клодт.

Иосиф Иосифович Шарлемань ( Joseph Charlemagne, 1824-1870) – русский архитектор и художник, академик архитектуры, в начале своей творческой карьеры работал помощником у Монферрана у Н. Л. Бенуа. Особую известностью Шарлемань приобрёл благодаря своим акварельным рисункам. Учился в известной немецкой школе Св. Петра с 1838 года и в Императорской Академии художеств в архитектурном классе А. П. Брюллова. Окончил курс 27 сентября 1846 года со званием свободного художника. В 1848 году поступил на службу по придворному ведомству и начал её в качестве неклассного архитекторского помощника у Н. Е. Ефимова при постройке Нового Эрмитажа. Здесь он пробыл более 3 лет, до 11 июля 1851 года. За труды по составлению чертежей 6 декабря 1850 года получил первый чин. Затем, последовательно, он был помощником у Монферрана и принимал участие в чертёжных работах при сооружении памятника Николаю I, у Н. Л. Бенуа. Но при этом самых строительных работ никогда не производил, а занимался лишь составлением смет и чертежей сооружений. Такого же характера была его и частная деятельность: отказываясь от наблюдения за постройкой, он брал на себя заказы, как от частных лиц, так и Высочайших особ, исключительно на составление проектов. За один из таких проектов (проект дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича) он был удостоен в 1857 году звания академика архитектуры. Однако своей известностью Шарлемань обязан не столько архитектурным композициям, сколько своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментные акварели в своё время пользовались большим успехом, и часто Шарлемань бывал прямо завален заказами, как русских меценатов, так и особ царской фамилии. Известно, что во время пребывания за границей в 1860 году он исполнил акварелью целую серию видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и Михаила Николаевича. По его замыслу (и брата его, Адольфа Иосифовича) в конце 1852 года небольшое общество молодых людей, художников и любителей, вечерами начало собираться по очереди друг у друга и в кругу поклонников искусства заниматься рисованием; с течением времени собрания эти постепенно разрослись и сложились в так называемые «акварельные пятницы».