…
Масленичная неделя в Петербурге
Прототипом для представленной гравюры послужила большая литография Василия Федоровича Тимма 1858 года под названием «Масляничные гуляния на Исаакиевской площади»
В Петербурге гулянья на Масленицу устраивали на левобережных площадях Невы: Сенной, Театральной, Петровской, Дворцовой и на Царицыном лугу (Марсовом поле). Возле гор и качелей располагались небольшие строения-шалаши, получившие название балаганов или “сараев для комедий”. Обычно устроителями балаганов были иностранцы, и незатейливые шутки клоунов, зазывал или их кукол казались простому люду смешнее из-за заморского акцента. На балаганных представлениях публика могла наблюдать выступления кукольников, фокусников, а также заезжих актеров-комедиантов, которые представляли, по словам очевидцев, “наиувеселительнейшим образом в приторных одеяниях всякие комические и трагические важные деяния, басни, сказки, чудеса, кощунства и прочее”. Такие представления длились около получаса, и за один масленичный день их давали до тридцати и более, а в перерывах выступали силачи и акробаты.
Василий Федорович Тимм (1820-1895) – российский художник и график, мастер батальных и жанровых сцен. Родился в 1820 году в Лифляндской губернии в семье бургомистра Риги. В 1835 году поступил в Императорскую Академию художеств в в Санкт-Петербурге, где главным его наставником был профессор А.И. Зауервейд. Во время обучения за картины с батальными сценами Тимм был удостоен награждения большой и малой серебряными медалями. В 1839 году Василий Тимм закончил обучение в Академии художеств и в середине 1840–х отправился в Париж, работал там под руководством живописца Ораса Верне, совершил поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, обратил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни в Алжире». Возвратившись в 1849 году в Россию, Тимм издавал периодический сборник литографий с небольшим объяснительным текстом, с названием: «Русский художественный листок», в котором помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. За его акварельные и карандашные рисунки, большое количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Академия художеств в 1855 году возвела его в звание академика.
Журнал Die Gartenlaube – Illustrirtes Familienblatt был предшественником современных журналов и первым крупным и успешным немецким массовым изданием. Издавался Эрнстом Кейлем (Ernst Keil Verlag) в Лейпциге с 1853 года тиражом 5000 экземпляров. Первым редактором был Фердинанд Штолле до 1862 года, потому что Кейл – социально критичный ветеран революции 1848 года – потерял свои гражданские права из-за оскорбления прессы. С 1862 года Кейл издавал журнал самостоятельно. После его смерти в 1878 году – Эрнст Зиль, а затем, в 1884 году, Адольф Крёнер в качестве редактора. Журнал выходил еженедельно до 1889 года включительно. В 1861 году Die Gartenlaube стал первым в истории немецким журналом, выпущенным тиражом в 100 000 экземпляров. Под руководством Эрнста Кейля в 1875 году тираж составил уже 382 000 экземпляров. Поскольку журнал был доступен в многочисленных библиотеках и кафе, фактическая аудитория оценивается от двух до пяти миллионов человек.