…
Павильон «Грот» в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Антикварная гравюра. Редкость!
Состояние хорошее, лёгкое пожелтение бумаги. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. В нижней половине легкие складки от давления печатной платы. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес. Прототипом представленной работы послужила гравюра Никиты Фёдоровича Челнакова (1733/36-1790) “Вид Грота в Летнем саду” по рисунку Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770).
Внизу справа находится имя аугсбургского издателя Джозефа Кармине. Гравюра описана Михаелем Риттером (Michael Ritter) в сборнике “Гравировано в Аугсбурге” (Gestochen in Augsburg. Forschungen und Beiträge zur Geschichte der Augsburger Druckgrafik, 2013) и является безусловно редкой, впрочем как остальные гравюры Кармине.
Джозеф Кармине (Joseph Carmine, 1749-1822) – выходец из Италии, изначально был торговцем графикой в Праге. В 1788 году ему удалось получить аугсбургское гражданство и основать в городе свое издательство. Он был последним в череде издателей оптических видов из Аугсбурга. Основная масса его листов появлялись между 1808 и 1828 годами. Они не всегда отличались качеством – перспектива часто сильно искажена, окраска резкая и грубая. Кармин делал подписи на трех языках – итальянском, немецком и французском. Листы Кармина представляют коллекционный интерес, они реалистично отражают структурное состояние городов и улиц того времени. Люди на его гравюрах одеты по моде периода бидермейера. Достоверно описано не менее 150 гравюр Кармине.
Павильон «Грот» находился на территории Летнего сада с 1725 по 1801 годы. Его строительство продолжалось с 1714 по 1725 годы. Точно установить архитекторa Грота не удалось. Известно только что это был один из четырех: А. Шлютер, Г. Маттарнови, Н. Микетти, М. Земцов. В здании было три зала: в центральном зале располагался фонтан с позолоченной скульптурой Нептуна, а в одном из боковых был орган, который приводился в действие напором воды. Фасады здания были богато декорированы колоннами и статуями. В результате шторма и сильного наводнения в 1777 году “Грот” получил серьёзные повреждения и не был полностью восстановлен. В 1791 году Павел I приказал частично разобрать “Грот”. После воцарения Александра I сооружение попытались опять безрезультатно восстановить. Проблема заключалась в том, что ни чертежей, ни планов “Грота” не осталось. В итоге в 1826 году было принято решение перестроить остатки полуразрушенного здания. Первоначально проект был разработан Л.И. Шарлеманом, но проект не утвердили, и заказ отдали К.И. Росси. Используя сохранившийся фундамент и стены Росси построил Кофейный домик.