…
Вид с высоты птичьего полета на остров, гавани и укрепления Кронштадта с отдаленным видом на устья Невы, города Санкт-Петербург и верхнюю оконечность Финского залива. Литог(рафировал) А. Кайзер по эскизам, сделанным на месте Эриком Свенсоном, штабс-капитаном, в 1853 году.
Литография имеет историко-культурное, художественное значение, может представлять интерес для музейного собрания. Известный экземпляр – Австрийская Национальная Библиотека (Signatur/Inv-Nr. etc.: FKB-Vues Russland, Kronstadt KAR MAG).
Литография была создана во время Крымской войны 1853—1856 годов между Российской империей и Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством. В России до начала XX века использовалось «французское» название «Восточная война», а также «Турецкая война», пока не было принято общеупотребительное обозначение «Крымская война». Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также в низовьях Амура, на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской».
Во время Крымской войны Кронштадтская крепость сыграла решающую роль по отражению нападения англо-французской эскадры. Мощная линия крепостной обороны и установленные впервые в мире минные заграждения явились непреодолимой преградой. 20 мая 1855 года английская эскадра под командованием вице-адмирала Дондаса, состоящая из 20 больших судов и 7 канонерских лодок, подошла к Кронштадтскому рейду. 18 мая к ней присоединились французские корабли, после чего объединенный флот начал насчитывать около 70 судов. При разведывательных операциях на минных заграждениях подорвалось четыре судна, и Дондас был вынужден прервать операцию и увести эскадру. В конечном итоге англо-французские эскадры два года лишь блокировали Санкт-Петербург, но приблизиться к Кронштадту больше не пытались.
Александр Кайзер (Alexander Kaiser, 1819-1872) – австрийский художник и литограф. Старший сын литографа Йозефа Франца, после первоначального обучения со своим братом Эдуардом литографии в мастерской отца продолжил образование в Институте при Академии изящных искусств в Вене. Всю жизнь прожил в Вене занимаясь в основном литографированием пейзажей.