Большая площадь Петербурга. 1758г. Оптический вид. Проект. Антикварный VIP подарок

Большая площадь Петербурга. 1758г. Оптический вид. Проект. Антикварный VIP подарок

80 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1758 - 1781
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), бумага верже, акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Домон (Chez Daumont rue S.t Martin)
Размер изображения (см): 28,0 x 40,7
Размер листа (см): 33,5 x 48,8
Оригинальное название: Area Magna Petropolitana 14e. Vue d'Optique Représentant La Grande Place de Petersbourg
Язык: французский
Категории: , .

Антикварная гравюра с фантазийным видом большой площади в Санкт-Петербурге

Aнтикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Особое очарование гравюре придают стаффажные фигуры. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. На изображении пространство, ограниченное с двух сторон двухэтажными зданиями с мансардами и галереями. В центре изображён небольшой фонтан и вдалеке здание с куполообразной крышей.

Известно большое количество «фантастических» русских видов, не имеющих прототипов в русской гравюре или — в россике, но представляющих собой перегравировки с европейской видовой гравюры и снабжённых надписями, отсылающими к России, главным образом к Петербургу, который в XVIII столетии вызывал вполне понятный огромный интерес по всему миру. Так что неудивительно, что надпись с топонимом «Петербург» появлялась на гравюрах с изображениями парижских фонтанов и фейерверков, итальянских вилл и т.п.

Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Представляет несомненный коллекционный и исторический интерес.. Известный экземпляр: Библиотека Национального института истории искусств, собрание работ Жака Дусе (Bibliothèque de l’Institut National d’Histoire de l’Art, collections Jacques Doucet; Identifiant numérique NUM VO Rus SP16).

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.