…
Променада Каменного острова в Санкт-Петербурге – старинная гравюра
На берегу Малой Невки на овальной площадке, напротив невского камня, (откуда остров и получил своё название) во времена владения Каменным островом графом Бестужевым-Рюминым была построена “Галерея или амфитеатр для общественных гуляний”. На фасаде была надпись на русском, французском и немецком языках: “ДЛЯ ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ”. Эта однопролетная триумфальная арка с примыкающими к ней двумя полукруглыми галереями. Фронтон украшал фигуры сидящих амуров. Силуэт здания был рассчитан на восприятие с большого расстояния, с реки. Четкие членения арки и открытых галерей с плоскими пилястрами красиво прорисовывалась на фоне парка. Амфитеатр являл собой интересный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Это “зеленый или воздушный театр”, предназначался для театральных представлений и музыкальных вечеров на открытом воздухе.
Профессор Г. Шредель писал: “Между прочими сочетаниями дерев в виде арок, ниш, колонн, стен и пр. находился Летний театр, кулисы которого состояли из настоящих деревьев и природы, а сцена и амфитеатр из земляной насыпи, между ними помещался оркестр в углублении”.
Состояние хорошее, соответствующее своему времени, пара незначительных “лисьих пятен” в правом верхнем углу. Ещё один экземпляр гравюры находится в собрании музея «Muséum De Lakenhal» (Голландия)
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.
Историческая справка:
Когда Санкт-Петербург только начинал строиться, Каменный остров был его далёкой окраиной. Тем не менее с самых первых лет его история связана со многими выдающимися личностями России. В 1713 году на Каменном поселился канцлер Гавриил Головин. От Головкина остров перешёл к следующему канцлеру — графу Бестужеву-Рюмину. Новый владелец переселил сюда сотни крестьянских семей, приказал им вычистить лес и осушить болота, а для постройки дворца на восточном мысу пригласил самого Бартоломео Растрелли. При дворце был разбит сад на французский манер, для благородной публики устраивались гуляния с маскарадами и фейерверками. Впрочем, уже в 1765 году императрица Екатерина II вернула его в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Столичная элита тут же сочла остров весьма удобным для проживания и выстроилась в очередь за высочайшим соизволением на строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя. Дворец для Павла строил Юрий Фельтен, творец решётки Летнего сада; парк планировал не менее знаменитый Тома де Томон — автор Биржи и Ростральных колонн на Васильевском острове