…
Антикварная оригинальная гравюра с перспективным видом на Адмиралтейство и Академию Наук в Санкт-Петербурге
Прототипом послужила гравюра по рисунку М. И. Махаева из альбома “План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изд. трудами имп. Акад. Наук и художеств” (СПб.: Академия наук, 1753) под названием “Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку“. Первоначальные рисунки М. И. Махаев делал зимой — ранней весной 1749 года с высоких деревянных помостов, выстроенных для этого на невском льду. Дорабатывал «проспекты» в мастерской в апреле — июне 1749-го. Рисунки не сохранились.
Гравюра выполнена зеркально (оптический вид). Гравюра в хорошем состоянии, незначительный фоксинг. Послужит прекрасным подарком ценителю красот северной столицы. Известные экземпляры гравюры хранятся во Франции в собрании Библиотеки Национального института истории искусств, коллекции Жака Дусе (Paris, Bibliothèque de l’Institut National d’Histoire de l’Art, collections Jacques Doucet; Identifiant numérique: NUM VO Rus SP38) и в Департаментских архивах Соммы (Archives départementales de la Somme; Cote/Cotes extrêmes 185J4/6 (Cote(s))
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики высшего света было иметь коллекцию таких гравюр разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.
Михаил Иванович Махаев (1718-1770) — художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа. Рисунки и гравюры с рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.