…
На литографии изображены виды Невских островов в Санкт-Петербурге: Крестовский остров – Русский трактир и чухонская деревня; Стрелка на Елагином острове; Каменный остров; Дворец Ея Императорского Величества, вдовствующей императрицы на Елагином острове; Дачи на Петровском острове; Невский легкий пароход; Аптекарский остров; Общий вид островов с высоты птичьего полёта. Литография выполнена по акварелям, сделанным Адольфом Иосифовичем Шарлеманем с натуры. В результате использования сложного композиционного обрамления у художника получилось собрать восемь медальонов с видами островов в единое целое.
Хорошее коллекционное остояние, незначительные загрязнения. Verso blanc. Запоминающийся подарок ценителю истории Российской империи и великолепное украшение кабинета. Может представлять интерес для музеев и частных собраний.
Известный экземпляр литографии находится в собрании Государственного Эрмитажа под инвентарным номером ЭРГ-33062
Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) — русский архитектор, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, статский советник. В 1797 году поступил пенсионером в Академию художеств, где не раз отмечался высшими наградами, в том числе за проекты Медико-хирургической академии и карантинного лазарета. 1 сентября 1803 года Шарлемань был выпущен из Академии художеств с аттестатом первой степени и шпагой, но занятий в Академии не прекратил, а по личной своей просьбе остался работать при ней, «дабы приобресть вящие успехи не яко уже ученик, а как художник». Поступив затем на государственную службу, он по должности занимался составлением проектов и осуществлением строительства казённых зданий. Деятельность Шарлеманя не ограничивалась районом Петербурга. Как придворный архитектор, он часто должен был ездить вместе с членами императорской семьи или по их поручениям. Например, 6 августа 1825 года, тотчас же после своей женитьбы, по случаю переселения императорского двора в Таганрог он вместе с Бабкиным был командирован туда для приготовления нужных помещений. Состоял архитектором при Государственном Контроле и членом Общего Присутствия в Департаменте проектов и смет при Главном Управлении путей сообщения. Неоднократно награждался орденами, включая орден Святого Владимира третьей степени.
Василий Федорович Тимм (1820-1895) – российский художник и график, мастер батальных и жанровых сцен. Родился в 1820 году в Лифляндской губернии в семье бургомистра Риги. В 1835 году поступил в Императорскую Академию художеств в в Санкт-Петербурге, где главным его наставником был профессор А.И. Зауервейд. Во время обучения за картины с батальными сценами Тимм был удостоен награждения большой и малой серебряными медалями. В 1839 году Василий Тимм закончил обучение в Академии художеств и в середине 1840–х отправился в Париж, работал там под руководством живописца Ораса Верне, совершил поездку в Алжир и, участвуя в парижских салонах, обратил на себя внимание любителей искусства картинами «Русский фельдъегерь», «Взятие Смалы» и «Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни в Алжире». Возвратившись в 1849 году в Россию, Тимм издавал периодический сборник литографий с небольшим объяснительным текстом, с названием: «Русский художественный листок», в котором помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. За его акварельные и карандашные рисунки, большое количество которых находится в альбомах особ императорской фамилии, Академия художеств в 1855 году возвела его в звание академика.