…
Старинный оригинальный вид Санкт-Петербурга середины XIX века
Вид на правый берег реки Невы со стороны Охты. Слева видна Охтинская верфь и Церковь Святого Духа.
Тщательная проработка мельчайших деталей придают предмету особую выразительность. Хорошее коллекционное состояние. Verso blanc. Послужит прекрасным подарком ценителю красот северной столицы.
Известный экземпляр литографии находится в собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Музейный номерЛ-2401) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В собрании Государственного Эрмитажа имеется тринадцать литографий (в Русском Музее всего четыре) табота Перро, но именно эта отсутствует.
«При обращенных со всех сторон на меня взглядах и при ярком блеске солнца на моих пуговицах, кокарде шляпы и шпаге я приехал на Кузнецкий мост и остановится подле магазина картин Дациаро» (Лев Николаевич Толстой, Юность)
Фердинанд-Виктор Перро (Ferdinand-Victor Perrot, 1808–1841) -французский и русский художник-маринист, гравер, ученик Теодора Годена (Théodore Gaudin). Перро выставил около тридцати работ в Салоне в период с 1834 по 1844 год – он по праву входит в число величайших художников-маринистов XIX века. Путешествовал по Средиземноморью, через Гибралтар попал в Атлантику, затем в Балтийское море и некоторое время провел в Кронштадте. До приезда в Россию кроме картин выполнил более 300 литографий. По заказу российского императора Николая I выполнил серию картин и литографий с изображениями видов Петербурга. В 1840 году Академия художеств утвердила Перро в звании кандидата в академики. С марта по сентябрь 1841 издал по собственным рисункам пять из десяти запланированных выпусков (тетрадей) литографированных „Видов Петербурга”, посвященных императору Николаю I, каждый из которых содержал четыре работы. Представленный альбом высококлассных литографий по рисункам Перро Фердинанд-Виктора издан издательством Джузеппе Дациаро. Листы из альбома прекрасно иллюстрируют Северную столицу с её дворцами и особняками, соборами и монастырями, проспектами и набережными, зданиями государственных служб, улицами, бульварами, мостами.
Джузеппе Дациаро (1806 – 1865) приехал в Россию из Италии, занимался в Москве продажей литографий и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, а несколько лет спустя и в Париже на Итальянском бульваре. Для печати Дациаро сначала пользовался услугами петербургской мастерской К.И. Поля, а с середины 1840-х годов – парижской типографиeй Лемерсье. К работе привлекался широкий круг живописцев и литографов того времени. Среди них: Фердинанд Виктор Перро, Луи Пьер Альфонс Бишебуа, Филипп Бенуа, отец и сын Арну, Адольф Жан Батист Байо, Луи Жюльен Жакотте, Гийом Луи Пьер Регаме, Э. Обрен, Шарль Клод Башелье, Виктор Винсент Адам, Самуэль Фридрих Дитц, Жан-Александр Дюруи. Литографии пользовались большим спросом, хотя стоили уже в те времена недешево. Успех объяснялся тем, что литографии были мастерски нарисованы и качественно напечатаны. Кроме того, в отборе материала издатель удачно ответил запросам и русской, и иностранной публики: в России 1840-е годы стали временем всеобщего увлечения отечественной историей, а в Европе после победы российских войск над Наполеоном появилась мода на все русское.
Лемерсье Жозеф Роз (Lemercier, 1803-1887) — литограф-печатальщик, основатель известной парижской фирмы “Л. и К°”, существующей с 1828 г. Он был в 1825 г. учеником изобретателя литографии, Зенефельдера и своими трудами много способствовал успехам этого мастерства. В 1840-60 гг. считался лучшим печатальщиком рисунков на камне в целой Европе, и к нему обращались из всех ее краев, в том числе нередко и из Poccии, когда требовалось издать литографическим способом что-либо тонко исполненное и действительно художественное. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).