Здание Департамента Уделов в Петербурге. Нева. 1830г. Горностаев. Антикварная гравюра

Здание Департамента Уделов в Петербурге. Нева. 1830г. Горностаев. Антикварная гравюра

26 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1830 (ок.), 1834
Художник: (инвентор) Алексей Максимович Горностаев (1808—1862)
Гравёр: Гобер (Gaubert)
Техника: гравюра на стали (офорт)
Страна: Российская империя
Город: Санкт-Петербург
Выполнено для: Воспоминания о Санкт-Петербурге и его ближайших окрестностях (Erinnerungen an Sankt Petersburg und dessen nächsten Umgebungen) или альбом А. Башуцкого "Собраниiя девяносто восьми… видовъ для панорамы Санкт-Петербурга", СПб
Размер листа (см): 13,0 x 17,1
Категории: , .

Здание Департамента Уделов, Землемерское училище (бывший дом Ливио) на старинной оригинальной гравюре XIX века

Здание Департамента уделов на Дворцовой набережной, угол Машкова переулка. В центре – фасад трехэтажного здания с четырехколонным портиком, поддерживающим балкон второго этажа. По сторонам – примыкающие к нему дома. На первом плане на Неве у гранитной набережной со спуском к воде – лодки. Подписи: под изображением мелко слева: “Gornostaeff“, cправа: “Gaubert Sc.” В альбоме гравюр к “большой” книге Бажуцкого эта гравюра подписана “Департамент уделов, перед ним бывший дом Ливио, в котором помещается Землемерское Училище”.

Хорошее коллекционное состояние. Может представлять интерес для музеев и частных собраний. Известный экземпляр: Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» (учетные обозначения: ПРТ КП-1423. Гр-503); Государственный Исторический Музей (инвентарный номер I-А-169г); Государственный Музей истории Санкт-Петербурга (инвентарный номер I-А-169г)

Департамент уделов на Дворцовой набережной. В 1745—1750 годах, по проектам казнённого в 1740 году архитектора Петра Еропкина были построены два (один со стороны Дворцовой набережной, другой — по Миллионной улице) трёхэтажных дворца, соединённых двумя надворными флигелями. Здания были выполнены в стиле итальянского ренессанса с заметными вкраплениями барокко. Дворец по Миллионной известен, как Особняк Черкасского. Несколько позже дочь Алексея Черкасского вышла замуж за Петра Шереметева. К 1748 году особняк стал владением графов Шереметевых. Эта семья владела домом около 60 лет. К началу XIX века на участке уже располагался каменный особняк «на 84 покоя». В связи с расположением особняка по Миллионной улице, дворец стал известен как «Миллионный дом». В 1797 году согласно закону об «Учреждении императорской фамилии» в целях скорейшей передачи части казённой земли на местах во владение императорской фамилии был организован Департамент уделов. В 1800-е годы Департамент уделов выкупил «Миллионный дом», а также соседние строения: дом банкира Ливио и здание городского ведомства. В связи с этим требовалось реорганизовать всё здание, приспособить жилые покои и парадные залы под нужды государственного учреждения. В 1807—1809 годах особняк перестроили по проекту архитектора Андрея Воронихина. Примечательно, что зодчий решил сохранить структуру фасада, а не спроектировать новый. В перестроенном здании появились специальные апартаменты для приезжающих в столицу весьма именитых персон. Интерьеры дома Департамента уделов отличались богатством и роскошью. Во флигелях при здании департамента были размещены архив и типография учреждения, а также Землемерное училище. В апреле 1830 года на работу в департаменте приняли 21-летнего Николая Васильевича Гоголя. Поначалу он выполнял обязанности писца, затем стал помощником столоначальника. Рабочий день начинающего писателя длился 6 часов — с 9 утра до 3 вечера. Николай Васильевич прослужил в Департаменте уделов всего год.

Алексей Максимович Горностаев (1808—1862) — русский архитектор и художник, педагог, один из основоположников русского стиля, академик и профессор Императорской Академии художеств, коллежский советник, кавалер орденов св. Анны 2-й степени и св. Станислава 2-й степени. Юный Горностаев получил предложение от Павла Свиньина поехать в качестве рисовальщика в совместное путешествие по России. В 1827—1828 годах они посетили Ригу, Митаву, Ревель, Карелию, Соловки, Архангельск, Киев, Москву, Кострому, Галич, Вологду, Кириллов, Тихвин, Сергиев Посад. В этой поездке Горностаев зарисовывал интересные архитектурные постройки, интерьеры, старинную утварь. Путешествие по стране стала важным этапом в обучении Горностаева, заложив основы его интереса к «русскому стилю». В 1820-х Алексей Горностаев учился у Доменико Жилярди. Одним из учителей молодого Алексея Максимовича был Василий Глинка: академик высоко оценил художественные работы Горностаева с изображениями древнерусских церквей. В 1831 году Алексей был представлен Александру Брюллову и принят на работу в строительстве Михайловского театра. В 1834 году, по окончании строительства Михайловского театра, Алексей Максимович получил звание свободного художника от Академией художеств. Горностаева считают основоположником «русского стиля», он стал первым, кто внёс в церковную русскую архитектуру византийские и романские элементы. В 1849 году Горностаев был удостоен звания профессора Академии Художеств.