…
В панораме зафиксированы архитектурные сооружения центральной части столицы Российской империи – Санкт-Петербурга, она имеет большую документальную ценность, отражая облик города начала XIX столетия и являясь важным источником информации для историков архитектуры. Первый план и почти половину всего изображения занимает Нева. В тихий безветренный вечер Нева невозмутимо несет вдоль берегов свои воды. Оживляют изображение небольшие парусники, как будто застывшие на реке, и длинный плот, проплывающий вдоль Зимнего дворца. Малооблачное небо занимает в литографии почти такую же площадь, как и река, что придает композиции уравновешенность и основательность.
В качестве основы для представленной литографии были использованы два листа из четырёхчастной круговой панорамы Санкт-Петербурга с башни Кунсткамеры Аткинсона (1805-1807), а именно: лист 1 “Вид на Неву и Дворцовую набережную” (Государственный Эрмитаж, инвентарный номер ЭРГ-20028) и лист 2 “Вид на Адмиралтейство, старый Исаакиевский собор, Английскую набережную и здание Академии Наук на Васильевском острове” (Государственный Эрмитаж, инвентарный номер ЭРГ-20026)
Литография на плотной бумаге, след издательского фальца, чистая обратная сторона, В целом хорошее коллекционное состояние. Проведена профессиональная реставрация.
Джон Август Аткинсон (John August Atkinson, 1775-1831) – английский художник и гравер. Ребёнком приехал в С-Петербург вместе со своим дядей, гравером Джеймсом Уолкером, приглашенным ко двору Екатерины II. Провел в России почти двадцать лет. Написал для Павла I две картины: «Крещение Руси» и «Мамаево побоище». Из других его произведений известны портреты Павла I, Александра I, Сольтау и Суворова (медаль). В собрании Государственного Эрмитажа находятся семь работ Аткинсона (из них четыре – панорама Санкт-Петербурга).