…
Вид на Мраморный дворец и его окрестности в сторону Невы со стороны Васильевского острова
Антикварная гравюра с видом Санкт Петербурга. За Невой открывается панорама части Дворцовой набережной. Справа виден бастион Петропавловской крепости. На первом плане изображено множество динамичных стаффажных фигур – здесь и рыбаки, продающие рыбу, бредущие и едущие на телеге крестьяне, прогуливающийся с женой, кормилицей и двумя детьми аристократ с тростью и при шпаге, играющие собаки. На среднем плане несколько парусных лодок.
Подпись в левом нижнем углу “Mayr pinxt” указывает на автора живописного произведения, с которого создана гравюра – Иоганн Георг Майр. Подпись в правом нижнем углу “M.G. Eichler sculp.” указывает на имя гравёра – Маттиас Готфрид Эйхлер.
Лист из сюиты «Виды Санкт Петербурга», она была издана купцом первой гильдии Жаном Вальцером (Вальзером, 1739–1803) с соизволения Императора Павла I. В своё время издателя привлекла серия картин Делабарта. Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору ПавлуI, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.
Известный экземпляр гравюры находится в собрании Австрийской Национальной Библиотеки (Österreichische Nationalbibliothek) под инвентарным номером oai:baa.onb.at:10286147 и Государственного Эрмитажа (второе состояние с рамкой) под названием “Вид на Мраморный дворец от Петропавловской крепости и с Васильевского острова” (инвентарный номер ЭРГ-20051).
Иоганн Георг Майр (1760, Нюрнберг, Германия – 1816, Санкт-Петербург) – живописец, рисовальщик; пейзажист, портретист, иллюстратор, гравер. Старший брат рисовальщика и гравера И. К. Майра. Получил первоначальное образование в Нюрнберге. В 1778 был вызван в Петербург и назначен на должность рисовального мастера Академии наук. По договору должен был исполнять «инвенции или тексты», делать по черновым изображениям чистые рисунки для гравирования на меди, править новые доски, обучать рисунку, гравированию и живописи акварелью. С приходом в Академию наук нового директора княгини Е. Р. Дашковой (1783) круг обязанностей Майра расширился, увеличилось число учеников. В 1788 на Майра было возложено также раскрашивать гравюры других авторов. Работы Майра находятся в собрании Государственного Эрмитажа.
Маттиас Готфрид Эйхлер (Matthias Gottfried Eichler, 1748-1821) – известный немецкий рисовальщик и гравер. После обучения (до 1773 года) он работал в Швейцарии первые несколько лет и десятилетий, с 1805 года до конца своей жизни в Аугсбурге. Матиас Готфрид получил первое образование у своего отца, затем у художника и гравера Георга Филиппа Ругендаса Младшего (1701–1774) и гравера по меди Иоганна Готфрида Телотта (1711–1775) и у Эгидиуса Верхельста. С 1797 года Эйхлер был в Херизау и работал там у торговца произведениями искусства Иоганна (Жана) Вальзера где вместе с другими гравёрами создавал крупноформатные виды России, основной частью которых были 12 видов Москвы. Образцом для этого произведения послужили картины французского художника «Русскими видами» (Russischen Prospekten) по картинам Жерара Делабарта (1730–1810), который с 1787 года до конца своей жизни работал только в России. После этого Эйхлер переехал в Берн и там, среди прочего, создал серию цветных гравюр с бернскими официальными костюмами по картинам художника Зигмунда Фройденбергера (1745–1801). В 1805 году Маттиас Готфрид Эйхлер покинул Швейцарию и поселился в Аугсбурге. Там он работал преподавателем в Императорской городской художественной академии, а в 1812 году стал одним из ее директоров.