…
Вид на амфитеатр общественной променады Каменного острова на Малой Неве, недалеко от Санкт-Петербурга, Г-на графа Бестужева
На берегу Малой Невки на овальной площадке, напротив невского камня, (откуда остров и получил своё название) во времена владения Каменным островом графом Бестужевым-Рюминым была построена «Галерея или амфитеатр для общественных гуляний». На фасаде была надпись на русском, французском и немецком языках: «ДЛЯ ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ». Эта однопролетная триумфальная арка с примыкающими к ней двумя полукруглыми галереями. Фронтон украшал фигуры сидящих амуров. Силуэт здания был рассчитан на восприятие с большого расстояния, с реки. Четкие членения арки и открытых галерей с плоскими пилястрами красиво прорисовывалась на фоне парка. Амфитеатр являл собой интересный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Это «зеленый или воздушный театр», предназначался для театральных представлений и музыкальных вечеров на открытом воздухе.
Профессор Г. Шредель писал: «Между прочими сочетаниями дерев в виде арок, ниш, колонн, стен и пр. находился Летний театр, кулисы которого состояли из настоящих деревьев и природы, а сцена и амфитеатр из земляной насыпи, между ними помещался оркестр в углублении».
Прототипом является гравюра по Михаилу Ивановичу Махаеву под названием “Амфитеатр для [увеселения каждаго] на Каменном острову по малой Невке близ С. Петербурга принадлежащем ея сиятельству графине Бестужевой Рюминой урожденной графине освященной Римской Империй Беттигеровой, гофмейстерине двора Ея Императорскаго Величества Всероссийской”. Состояние хорошее, соответствующее своему времени. Известный экземпляр: Библиотека Национального института истории искусств, коллекции Жака Дусе (Bibliothèque de l’Institut National d’Histoire de l’Art, collections Jacques Doucet; Identifiant numérique NUM VO Rus SP28).
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.
Историческая справка:
Когда Санкт-Петербург только начинал строиться, Каменный остров был его далёкой окраиной. Тем не менее с самых первых лет его история связана со многими выдающимися личностями России. В 1713 году на Каменном отрове потроил дворец канцлер Гавриил Головин. После Головина остров стал собственностъю следующего канцлера — графа Бестужева-Рюмина. Граф переселил сюда сотни крестьянских семей, вырубил лес и осушил болота. Проект самого дворца на восточном мысу был осуществлён Бартоломео Растрелли. При дворце был разбит сад на французский манер, для благородной публики устраивались гуляния с маскарадами и фейерверками. В силу ряда причин в 1765 году императрица Екатерина II вернула острове в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Придворные тут же начали строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя. Дворец для Павла строил Юрий Фельтен, творец решётки Летнего сада; парк планировал не менее знаменитый Тома де Томон — автор Биржи и Ростральных колонн на Васильевском острове.
Лоран-Пьер Лашоссе (Laurent-Pierre Lachaussée, ?-1782) – французский гравер, издатель и продавец гравюр, в том числе большое количество религиозных изображений и оптических видов.