…
Перспективный вид на Неву к востоку между галерной верфью и 13-й линией Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Прототипом представленной работы послужили гравюры Ивана Петровича Елякова (1724-1756) “Проспект вверх по Неве реке между Галерной верфью и 13-й линией Васильевского острова” и “Вид вверх по Неве реке между Галерной верфью и 13-й линией Васильевского острова” по рисунку: Михаила Ивановича Махаева (ок. 1717-1770)
Лори и Уиттл (Laurie & Whittle) – партнеры Роберт Лори (Robert Laurie, 1755-1836) и Джеймс Уиттл (James Whittle, 1757-1818), граверы и издатели карт. Оба они были наняты Робертом Сэйером (Robert Sayer, ок. 1724-1794), одним из самых выдающихся британских издателей и продавцов карт восемнадцатого века. Сэйер умер в 1794 году, и его дела перешли к его помощникам. Они работали вместе как Лори и Уиттл до 1812 года, когда Лори ушел на пенсию. Лори и Уиттл были особенно известны публикацией морских карт и морских атласов. В 1812-1818,после смерти Лори, Уиттл работал с сыном Лори, Ричардом Холмсом Лори, как Уиттл и Лори. После 1818 года фирма была известна как Р. Х. Лори, хотя Ричард умер в 1858 году. Позже фирмой управлял чертежник Лори Александр Джордж Финдли, а затем Дэниел и Уильям Кеттл.
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.