Казань, Петропавловский собор. 1849г. Дюран. Музейный экземпляр. Антикварная литография

Казань, Петропавловский собор. 1849г. Дюран. Музейный экземпляр. Антикварная литография

160 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1849
Художник: Андре Дюран, автор стаффажных фигур - Огюст Дени Мари Раффе
Издание: Voyage pittoresque et archéologique en Russie, executé en 1839 sous la direction de M. Anatole de Démidoff, dessins faits d`après nature et lithographiés par André Durand
Издатель: Огюст Брие (Auguste Bry)
Размер листа (см): 53,8 x 33,4
Оригинальное название: Kazan. Cathedrale de St. PIERRE et St. PAUL
Язык: французский
Категории: , .

Кафедральный собор святых Петра и Павла в Казани на старинной литографии из альбома Андре Дюрана

Литография отнсится к числу лучших графических видов старой Казани XIX столетия и имеет историко-культурное, художественное значение,  может представлять интерес для музейного собрания. Ещё один экземпляр литографии находится в собрании Национального музея Республики Татарстан (регистрационный номер: 3558515) в экспозиции «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Полные комплекты находятся в музейных собраниях: Библиотека Университета Брауна (Brown University Library, Providence, RI 02912 United States) и Национальная библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France, Paris, 75013 France).

Альбом “Voyage pittoresque et archeologique en Russie…” (Дюран, А. Археологическое и живописное путешествие по России совершенное в 1839 году Анатолием Демидовым, рисунки исполнены с натуры и литографированы художником Андре Дюраном), изданный в Париже, надолго определил для западной публики облик России.  Издание было выполнено в виде отдельных листов. Андре Дюран в конце 1830-х годов на средства мецената князя Анатолия Николаевича Демидова совершил путешествие по России, во время которого создал множество рисунков и зарисовок российских городов, в том числе и Москвы, по которым и был издан знаменитый альбом из ста литографий.

Андре Дюран (André Durand, 1807-1867) – французский художник, рисовальщик и литограф. Дюран учился в художественной школе Руана и был учеником Eustache-Hyacinthe Langlois (1777-1837). Дюран специализировался на рисунках и литографиях древних памятников, которые он неоднократно выставлял на Парижских Салонах с 1833 по 1864 год. В 1839 году он был в России по заданию русского промышленника и мецената Анатоля Демидова ди Сан-Донато, который жил в Париже и Флоренции. Самой дальней точкой его путешествия стала Казань, где литограф пробыл девять сентябрьских дней. Там он зарисовал татарскую деревню, башню Сююмбике, остатки Великих Булгар, Иоанно-Предтеченский монастырь и Благовещенский собор Казанского Кремля. По пути в Россию Дюран пересёк северную Германию и сделал впечатляющие виды ганзейских городаов Гамбурга и Любека. Стаффажные фигуры на литографиях были дополнены после его возвращения во Францию Огюстом Раффе. Около 1850 годав Дюран новь приступил к заказам Демидова. Сначала он сделал литографии памятников Бельгии, позже виды Флоренции и Тосканы. Как член Французского комитета исторических древностей он писал статьи и очерки на эту тему.

Огюст Дени Мари Раффе (Denis-Auguste-Marie Raffet, 1804—1860) – французский художник, иллюстратор, баталист и униформист. Раффе обучался в Национальной высшей школе изящных искусств, после этого учился у художников Гро и Шарле, а в дальнейшем сосредоточился на гравюре и литографии.Став профессиональным художником в эпоху правления Луи-Филиппа, лояльно относившегося к Наполеону, Раффе посвящает свои работы битвам и походам наполеоновской армии. Как художник, Раффе внёс значительный вклад в формирование наполеоновской легенды, и его работы до сих пор широко используются при оформлении книг. Раффе принимал участие в экспедиции 1837 года, снаряженной за свой счет Анатолием Николаевичем Демидовым для изучения Южной России и Крыма.

Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, а для местного зодчества — исключительный. История нового собора связана с именем Императора Петра Великого. В конце мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Император посетил Казань. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, И.А. Микляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Император отпраздновал своё 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие Государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Микляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши. Посетителями Петропавловского собора были все российские Императоры, начиная с Екатерины II (исключая Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.