…
Смоленская битва 1812 года на оригинальной французской гравюре
Происхождение прототипа гравюры – картина “Bataille de Smolensk, nuit du 17 août 1812, Napoléon Ier donnant ses ordres pendant la bataille devant la ville en feu.” (Смоленское сражение, ночь 17 августа 1812 года. Наполеон I отдаёт приказы во время сражения перед горящим городом) кисти Жана Шарля Ланглуа 1839 года находится в Версале (Oil on canvas; 184 x 259 cm; Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon; Inventarnummer MV 1760; INV 5626 ; LP 3712). В картине (заказ 1838 года, Салон 1839 года), где пейзажу отводится важная роль, на сцене появляется сам император. На фоне великолепной панорамы Смоленска изображены фигуры Наполеона и Мюрата, группа людей, собравшихся вокруг них, а также жанровая сцена справа, привносящая в картину патетическую ноту. Собственно бой обозначен лишь изображением артиллерийской батареи в центре полотна. Альтернативное пояснение к картине: “Napoléon et le prince Poniatowski le 17 août 1812 lors de la bataille de Smolensk” (Наполеон и князь Понятовский 17 августа 1812 года во время Смоленского сражения).
Гравюра имеет высокое художественное и культурно-историческое значение. Представляет интерес для музеев. Ещё один экземпляр гравюры находится в коллекции Университета Макгилла – старейшего и известнейшего университета Канады (McGill Library, McLennan Library Building, 3459 rue McTavish. Montreal, Quebec; Cote: WIP39 G24 elf); Музее Феша (Мusée Fesch) — музей изобразительных искусств в городе Аяччо на острове Корсика (MNA 954.1.166), Лувре (Numéro d’inventaire1190 FG/ Recto).
Надписи: Galrie histque de Versailles // Sie VII Son 4 // 929 // Peint par Ch. Langlois // Gravé par Aubert père // Dessiné par Aug. Sandoz // Diagraphe et Pantographe-Gavard
Жан Шарль Ланглуа (Jean-Charles Langlois, 1789-870) — французский художник-баталист, полковник Великой армии, участник Наполеоновских войн, создатель жанра батальной панорамы. Уроженец Нормандии, Ланглуа закончил парижскую Политехническую школу. Став офицером, сражался при Ваграме, где был адъютантом генерала Плозона, в ходе Пиренейских войн — в Каталонии, и в 1815 году — при Ватерлоо. Был произведен в полковники в 26 лет. После второй реставрации Бурбонов выслан из Парижа. В 1817 году снова получил разрешение жить в Париже, где учился у Ораса Верне, Жироде и барона Гро. Участвовал во французской интервенции в Испанию. В 1822 году Ланглуа впервые выставил на парижском салоне свою батальную картину, которая была отмечена медалью. С тех пор выставлялся регулярно на протяжении следующих 25 лет. В начале 1830-х годов Ланглуа сопровождал посольство маршала Мезона в Россию, где был представлен императору Николаю I и получил предложение остаться при нём в качестве адъютанта, но не принял его. Сколько времени пробыл Ланглуа в России, точно неизвестно, но в 1832 году он пропутешествовал по следам Великой Армии, собирая материалы для задуманных им грандиозных панорам «Бородино» и «Пожар Москвы», зарисовывая виды исторических местностей и типы русских людей. Первая из этих панорам, размером в 1800 квадратных метров, была открыта в 1835 году в Париже, вторая в 1839 году.
Пьер-Эжен Обер (Pierre-Eugène Aubert, 1789-1847) – французский гравёр, печатник