…
«Casan Tartarorum» – татарская столица Казань
Вид на город, обнесенный стеной, с рекой (Волгой) слева, двое мужчин на переднем плане держатся за руки и указывают вправо вверхв направлении дерева. Гравюра из издания «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» Адама Олеария.
Хорошее коллекционное состояние, бумага имеет лёгкий кремовый оттенок, фоксинг отсутствует, издательский фальц. Гравюра отнсится к числу графических редкостей XVII столетия и имеет историко-культурное, художественное значение, может представлять интерес для музейного собрания. Известный экземпляр: Национальная библиотека Франции (Identifiant de la notice : ark:/12148/cb40758265s; Notice n°: FRBNF40758265); Британский музей (Museum number: 1898,0725.8.1634).
Известный немецкий путешественник и учёный Адам Олеарий (Эльшлегер) (Adami Oleari, 1603-1671) в 1633 году в составе шлезвиг-голштинского посольства посетил Россию, намереваясь по Волге и Каспийскому морю добраться до Персии с целью наладить торговые и дипломатические отношения с этой восточной страной. Секретарь и советник этой экспедиции Олеарий составил подробное «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», которое впервые было опубликовано в Шлезвиге в 1647 году. Олеарий появился в Казани впервые в 1636 году, проездом в Астрахань, и, по своему обыкновению, вознамерился подробно осмотреть город, сделать его описание и зарисовки. Вот как Олеарий описывает это своё первое посещение: «Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7-ми верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанка, от которой и город и вся область получили свое название… Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами, с башнями, и дома в нём также деревянные, но кремль этого города хорошо защищен толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Город заселён русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими и ни один татарин не должен быть в нём, под страхом смертной казни. Великий Князь отрядил в кремль не только воеводу, он назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд…». Относительно своей гравюры «Casan Tartarorum» Адам Олеарий, как его образно называют «голштинскии Плиний» писал, что эту гравюру (как впрочем и другие гравюры книги) вырезал в Шлезвиге его домашний гравировщик Отто Кох и что «…не следует думать, что они взяты из других книг или рисунков на меди. Напротив, я сам нарисовал собственноручно большинство этих рисунков (некоторые же из них — наш бывший врач Г.Граман, мой верный товарищ) с натуры. Потом они были приведены в законченный вид при помощи хорошего художника Августа Иона, много лет назад учившего меня в Лейпциге рисованию».