Петербург. Петергоф (?), фантазийный вид. 1750г. Старинная гравюра

Петербург. Петергоф (?), фантазийный вид. 1750г. Старинная гравюра
Петербург. Петергоф (?), фантазийный вид. 1750г. Старинная гравюра

75 000 

Предложить свою цену

Наличие уточняйте по телефону

Год: 1750 - 1760
Техника: гравюра на меди (офорт, резец), акварель
Страна: Франция
Город: Париж
Издатель: Жак Шеро
Размер листа (см): 30,3 x 41,1
Оригинальное название: "Vue du Chateau de Plaisance de l'Axarienne pris du Cote du grand bassin a Petersbourg" "A Paris cher J. Chereau rue St. Jacques au dessus de la Fontaine St Severin aux 2 colonnes n° 257"
Язык: французский
Категории: , .

Вид на прогулочный замок Аксариан со стороны большого бассейна в Петербурге

Aнтикварная гравюра „Vue d’Optique“ на меди с ручной акварельной раскраской. Особое очарование гравюре придают наивные стаффажные фигуры. Гравюрa в хорошем состоянии, отчетливый след оттиска с медной пластины. Для оживления композиции введены фигурки гуляющих людей. Гравюра раскрашена вручную: верхняя часть неба – голубым.

В основе представленной гравюры лежит гравюра Пьетро Монако (Pietro Monaco) с рисунка Джузеппе Цокки (Jiuseppe Zocchi) “Villa di sesto delli SS.ri Marchesi Corsi” из альбома “Vedute delle Ville e d’altri luoghi della Toscana” (ок. 1750). Парадоксально лишь на первый взгляд. Известно большое количество «фантастических» русских видов, не имеющих прототипов в русской гравюре или — в россике, но представляющих собой перегравировки с европейской видовой гравюры и снабжённых надписями, отсылающими к России, главным образом к Петербургу, который в XVIII столетии вызывал вполне понятный огромный интерес по всему миру. Так что неудивительно, что надпись с топонимом «Петербург» появлялась на гравюрах с изображениями парижских фонтанов и фейерверков, итальянских вилл и т.п.

Хорошее состояние. Плотная бумага, незначительное локальное пожелтение бумаги. Чистая обратная сторона (Verso blanc). Гравюра обладает несомненной художественной и музейной ценностью. Представляет коллекционный интерес. Известный экземпляр: Городской музей изобразительного искусства и истории в Лейдене (Lakenhal De Museum; INVENTORY NUMBER3121.185)

Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего «оптические виды» изображали знаменитые городские пейзажи и памятники. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления  визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Основными местами изготовления «Vue d’Optique» были Аугсбург, Париж и Лондон. Просмотр «оптических видов» был весьма популярным аттракционом  на ярмарках. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность «оптических видов» возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Огромный спрос на оптические гравюры, особенно — на новинки (новые сюжеты и композиции), заставлял издателей искать все новые и новые сюжеты, которыми то и дело оказывались ранее выпущенные конкурентами. Имя издателя и название в этом случае было куда важнее, чем автора прототипа, ведь именно у него покупали листы торговцы или же непосредственно владельцы оптических приборов. Это касается и гравюр с видами Петербурга, издававшихся в XVIII–XIX вв., преимущественно с русских гравюр по рисункам М.И.Махаева, т. е. листов из знаменитой серии «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов», выпущенной в 1753 г. к годовщине коронации императрицы Елизаветы Петровны.

Жак Шеро (Jacques-François Chéreau, 1688-1776) – французский художник-портретист, гравер и издатель “оптических видов”; работал в районе граверов на улице Сен-Жак, который по-разному обозначался на гравюрах как “au Grand Saint Remy” , “au Coq” или “au dessus de la Fontaine St. Severin