…
Вид на Кремль от Каменного моста
Прототипом для представленной акватинты послужила картина Жерара Делабарта “Вид на Кремль от Каменного моста в Москве”, написанная им в 1794 году. (В настоящее время находится в собрании Русского Музея. Инвентарный номер: Ж-4689. Холст, масло. 75 х 141 см. Поступила в 1931 году из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Санкт-Петербург). Различия с прототипом незначительны: слегка уменьшен угол обзора и изменены стаффажные фигуры.
Один из первых видов, созданных Ж. Делабартом в Москве, изображает Кремль издали, от Каменного моста. На переднем плане не слишком благообразная часть набережной: откосы, ведущие к реке, не укреплены, на воде – «портомойня» (настил для мытья и полоскания белья). Над низким берегом величественно вздымается Боровицкий холм с расположенными на нем кремлевскими постройками. Ближе всего к зрителю угловая Свиблова (Водовзводная) башня, левее Императорский дворец на аркаде древних подклетов (в начале ХIХ века эта часть Кремля была реконструирована). За дворцом Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы, колокольня Ивана Великого (1505–1539). Вдали виднеется здание Воспитательного дома (1771–1781, арх. К. И. Бланк), самая крупная постройка в Москве. Учрежденный по инициативе И. И. Бецкого и распоряжению императрицы Екатерины II, Воспитательный дом был предназначен для воспитания и обучения сирот, беспризорников и подкидышей.
Издание Роберта Бойера “Иллюстрированные записки важных событий в летописи Европы в годы 1812, 1813, 1814, и 1815…” (An illustrated record of important events in the annals of Europe, during the years 1812, 1813, 1814, & 1815 : comprising a series of views of Paris, Moscow, the Kremlin, Dresden, Berlin, the battles of Leipsic, etc. etc. etc. : together with a history of those momentous transactions) увидело свет в Лондоне в 1815 году. Составителем и художником выпусков был Томас Хартвелл Хорн (1780–1862). Оригинальные гравюры были раскрашены вручную; многие листы были исполнены по рисунку с натуры с места событий. Известный экземпляр: Йельский центр британского искусства при Йельском университете (Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection; Rare Books and Manuscripts; Folio A 2013 46 Copy 1)
Хорошее коллекционное состояние.
Жерар Делабарт (Gérard de la Barthe, 1730–1810), французский живописец. Обучался у известного французского живописца и педагога, мастера неоклассицизма, Жозефа Мари Вьена в Париже. Работал в России в 1787—1810. В 1787-1790 годах выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, с большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII века облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники. Гравюры по картинам художника выполнялись для Западной Европы по заказу швейцарского издателя Вальзера, который привлёк к этому знаменитых немецких и швейцарских граверов.
Роберт Бойер (Robert Bowyer, 1758-1834) – британский королевский портретист, художник портретных миниатюр, издатель. Бойер родился в семье судостроителя Амоса Бойера и его жены Бетти Энн. Он начинал свою профессиональную деятельность как сотрудник торговой компании. Поворотный момент в карьере объясняется следующим образом: Бойер решил поехать в Америку и хотел оставить невесте свою фотографию на прощанье. Поскольку он не смог найти художника, пришлось сделарь автопортрет, который вышел настолько удачным, что Бойер отказался от поездки и решил стать художником-миниатюристом. Впоследствии Роберт Бойер зарекомендовал себя в Англии как акварелист и художник-миниатюрист. В 1783 году он впервые выставил миниатюры в Королевской академии. Дальнейшие выставки продолжались до 1797 и 1828 годов в Вольном обществе художников (Free Society of Artists). В 1788 году он стал акварелистом при дворе короля Георга III и художником-миниатюристом королевы. Одновременн Бойер занимался издательством и выпустил, в том числе. иллюстрированную Библию (Bowyer’s Bible) и иллюстрированную историю Англии (издание Бойера «History of England» Юма). В 1792 году он основал «историческую галерею», в которой демонстрировал картины, заказанные им для рассказа Юма. В 1807 году ему пришлось отказаться от галереи, продать ее через лотерею а картины с аукциона.