…
Лист из коронационного альбома “Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России”. Литография весьма любопытна Казалось бы, центром композиции должен был быть парад, которому все государи на протяжении XIX столетия уделяли максимум внимания, но сам этот эпизод изображен в глубине и почти не обращает на себя внимания. Зато в правой части на переднем плане художник дает групповой портрет легко узнаваемых виднейших русских литераторов тех лет: слева направо: верхний ряд – А. К. Толстой, Ф. Тютчев, Ф. Булгарин (с биноклем), И. Тургенев, В. Одоевский, Д. Григорович; нижний ряд — И. Панаев, И. Гончаров, А. Дружинин, А. Панаева. Прототипом литографии является акварель, хранящаяся в Государственном Литературном музее)
Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России. Альбом является одним из роскошных и редких иллюстрированных изданий середины XIX века. Всего было отпечатано 200 экземпляров, которые предназначались только в качестве подарка высшим сановникам, дипломатической элите и аристократам Европы, участвовавшим в торжествах по случаю коронации императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Экземпляры для иностранцев были изданы с текстом на французском языке. Оригинальные рисунки для альбома выполнялись под наблюдением вице-президента Императорской Академии Художеств князя Г.Г. Гагарина известными русскими и иностранными художниками того времени. Один из известных экземпляров альбома находится в музейном собрании Нью-Йоркской публичной библиотеки ( The New York Public Library, NYPL).
Библиография: 1. Н.Б. «Русские книжные редкости», Т.1. Москва, 1902, №409. 2. Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания. 1720-1870». Библиографический опыт. Спб., 1898, №625. 3. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №188, 150 р. 4. Готье В.Г. «Каталог большей частью редких и замечательных русских книг», М., 1887, №991, 300 р. («Эта великолепная книга не была пущена в продажу!»). 5. Царские коронации на Руси. Library of Congress Catalogue. USA. Printed in Japan. 1971. p.p. 187-203.6. Коронование Императора Александра II 26 августа 1856 года. Подробное описание Церемониала. Спб., 1856.
Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (Mihály Zichy, 1827-1906) — Знаменитый русский художник венгерского происхождения, много работавший в России. Зичи родился в Венгрии, получил первоначальное художественное образование у Джакомо Марастони в Пеште, затем продолжил обучение у известного австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера, профессора Венской академии художеств. В 1847 году Зичи начинает обучать дочь великой княгини Елены Павловны – Великую княжну Екатерину Михайловну, дочь брата императора Николая I живописи и позднее переезжает в Санкт-Петербург. Мастерство художника начинает привлекать внимание и Двора, и петербургской аристократии. В 1856 году группа художников, куда входит и Зичи, получает заказ сделать рисунки всех эпизодов коронации Александра II, чтобы подготовить подробный литографированный коронационный альбом. В 1858 году Михаил Александрович Зичи, как его уже давно называют в Петербурге, по соизволению великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств, возведен в звание академика акварельной живописи. Спустя год император Александр II “пожаловал академику Михаилу Зичи звание живописца Его Императорского Величества с причислением его к Императорскому Эрмитажу. Отныне Зичи занимается составлением подробной хроники жизни Двора, исполнением портретов членов царствующей фамилии, всех высокопоставленных при Дворе персон, дипломатов, послов; полным и точным изображение как основных официальных событий, так и событий частного быта дома Романовых: зарисовками царских охот, торжественных церемоний, спектаклей, развлечений, балов, приемов – повсюду, куда бы ни отправился император, – в Петербург, Царское Село, Гатчину, Петергоф. В 1863 году “император пожаловал академика Зичи за исполнение 8 больших рисунков для хромолитографий и 10 гравюр для текста следующих к изданию описания «Священнейшего Коронования Их Величеств» кавалером ордена Св. Станислава II степени, причем присовокупил, что сообщено вице президенту Академии художеств с препровождением Орденских знаков”. Большое место в творчестве Зичи (вне работ при Дворе), особенно в последние десятилетия жизни в Петербурге, занимают иллюстрации и станковые графические листы. Еще с конца 1890-х годов Зичи начинает составлять списки работ, исполненных во время придворной службы. 13 писем заведующему библиотекой Р.А. Гримму, хранящиеся в Эрмитажном архиве, – свидетельство беспокойства художника за судьбу своих произведений. С согласия Николая II все его законченные и незаконченные работы, тетради, описи хранились в отведенном для них помещении в Зимнем дворце и после его смерти составили ту коллекцию, которая в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже.
Филипп Бенуа ( Philiрре Benoist, 1813-1905) – известный французский живописец, гравер и литограф, ученик Даггера (Louis Jacques Daguerre). Один из лучших мастеров городского пейзажа и интерьера своего времени в технике литографии. Работы Бенуа почти ежегодно появлялись на Парижских Салонах с 1836 до 1879. Вместе с Jacotte налитографировал по рисункам С.Н. Рауха 15 листов для альбома «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего князю Голицыну»; вместе с Guerard и Bouot литографировал по рисункам В. Тимма и М. Зичи листы коронационного альбома императора Александра II.
Жозеф Роз Лемерсье (Joseph Rose Lemercier, 1803-1887) — литограф-печатальщик, основатель известной парижской фирмы «Л. и К°», существующей с 1828 г. Он был в 1825 г. учеником изобретателя литографии, Зенефельдера и своими трудами много способствовал успехам этого мастерства. В 1840-60 гг. считался лучшим печатальщиком рисунков на камне в целой Европе, и к нему обращались из всех ее краев, в том числе нередко и из Poccии, когда требовалось издать литографическим способом что-либо тонко исполненное и действительно художественное. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).