…
Центральный фрагмент под общим названием “ВИД ЧАСТИ ГОРОДА, СНЯТЫЙ С КРЕМЛЁВСКОЙ СТЕНЫ”. Четыре центральных листа.
Предмет достаточно хорошо описан в литературе, поскольку является самым значимым художественным произведением с видами Москвы.
Предмет абсолютно мирового музейного уровня. Известные экземпляры в склеенном виде хранятся в Библиотекe Конгресса США (The Library of Congress, 101 Independence Ave, SE. Washington, DC), в Библиотеке Йельского университета (Yale University, USA), в отдельных листах в Российской государственной библиотеке (Москва).
Дациаро предлагал “Панораму” в склеенном виде в обложке а также отдельными листами (Вид части города снятый с Кремлевской стены).
Наш фрагмент представляет собой законченную композицию длиной 180 сантиметров, причём все четыре листа имеют одно и то же название.
В каталоге лондонского антикварного дома Шапиро “РОССИЯ & ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА. Редкие книги, гравюры, карты и фотографии о Восточной Европе, России, Украине, Кавказе и Средней Азии. 2009” под №83 «Панорама Москвы» Индейцева оценена в 75 000£. По нашему мнению, эта цена завышена. Гораздо более реалистично выглядит оценка аукциона Сотбис в том же 2009 году (40 000 — 60 000£). Эта оценка примерно подтверждается результатом аукциона Сотбис в 2013 году – 47 500£ (около 55,500€ по тому курсу). Результаты лондонского аукциона Бонхамс в 2015 году гораздо скромнее – только 37 500£ (42,789€), очевидно, это можно объяснить неудачным разделением панорамы на пять двойных фрагментов, абсолютно не связанных композиционно.
Относительно небольшие отдельные листы с видами Москвы Дациаро, даже более поздние сами по себе стоят не дёшево, подаются дороже чем комплекты. Например, фотографический вид Москвы (40.5 x 88см.) ок. 1880 года был продан на аукционе Кристи за более чем 8 тысяч долларов.
Лемерсье Жозеф Роз (Lemercier, 1803-1887) — литограф-печатальщик, основатель известной парижской фирмы “Л. и К°”, существующей с 1828 г. Он был в 1825 г. учеником изобретателя литографии, Зенефельдера и своими трудами много способствовал успехам этого мастерства. В 1840-60 гг. считался лучшим печатальщиком рисунков на камне в целой Европе, и к нему обращались из всех ее краев, в том числе нередко и из Poccии, когда требовалось издать литографическим способом что-либо тонко исполненное и действительно художественное. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907).