…
Панорамный вид Москвы с Кремлём на старинной гравюре
Прототипом для представленной акватинты послужила картина Жерара Делабарта “Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста”, написанная им в 1797 году. (В настоящее время находится в собрании Русского Музея. Инвентарный номер: Ж-4681. Холст, масло. 75 х 143 см. Поступила в 1931 году из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Санкт-Петербург). Различия с прототипом незначительны: слегка уменьшен угол обзора и изменены стаффажные фигуры.
Вполе возможно также была использована гравюра 1799 года “Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по левую сторону (Vue de la Ville de Moscou prise de la gauche du Balcon du Palais Imperial)” Эйхлера и Лорие по оригиналу Жерара Делабарта.
«Пункт обзора» для панорамных видов был указан Делабарту самим императором Павлом I: ему хотелось иметь панорамы Москвы, открывавшиеся с балкона императорского дворца в Кремле. Дворец этот, построенный В. В. Растрелли и обновленный к торжествам коронования Н. А. Львовым, нравился Павлу: выходя из дворцовых покоев, он любил «проходить в круг имеющихся около Дворца галерей», особенно по той, «что на Москву реку». Открывавшиеся отсюда виды он находил прекраснейшими в Москве и, как гласят надписи на гравюрах, «изъявил чрезмерное желание видеть оные нарисованными». Так возник диптих – «левосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста» и «правосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста». В отношении обоих видов в надписях на гравюрах указывалось, что они «суть наилучшие из сей коллекции». В «левостороннем» виде передний план занимает терраса-гульбище, с высоты которой просматривается юго-восточный угол Кремля: южные фасады Благовещенского и Архангельского соборов; фрагмент южной Кремлевской стены с пятью башнями: от Тайницкой (она на первом плане) до угловой Беклемишевской. Перелом рельефа кремлевского холма наполовину скрывает однокупольную церковь Константина и Елены на Подоле и ее колокольню (1692, снесены в 1928). За Кремлевской стеной в Китай-городе – ансамбль Воспитательного дома и Зарядье.
Издание Роберта Бойера “Иллюстрированные записки важных событий в летописи Европы в годы 1812, 1813, 1814, и 1815…” (An illustrated record of important events in the annals of Europe, during the years 1812, 1813, 1814, & 1815 : comprising a series of views of Paris, Moscow, the Kremlin, Dresden, Berlin, the battles of Leipsic, etc. etc. etc. : together with a history of those momentous transactions) увидело свет в Лондоне в 1815 году. Составителем и художником выпусков был Томас Хартвелл Хорн (1780–1862). Оригинальные гравюры были раскрашены вручную; многие листы были исполнены по рисунку с натуры с места событий. Представленная гравюра является редким переизданем 1816 года листа из сюиты “Иллюстрированные записки важных событий…” 1815 года. Она отличается небольшими изменениями в подписях, иной издательской раскраской и отсутствием издательского фальца. Менее редкий экземпляр гравюры (из сюиты, с фальцем) находится в собрании Британского Музея (инвентарный номер 1873,0712.791).
Хорошее коллекционное состояние. Проведена реставрация (удаление загрязнений и надрывов бумаги).
Жерар Делабарт (Gérard de la Barthe, 1730–1810), французский живописец. Обучался у известного французского живописца и педагога, мастера неоклассицизма, Жозефа Мари Вьена в Париже. Работал в России в 1787—1810. В 1787-1790 годах выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, с большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII века облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники. Гравюры по картинам художника выполнялись для Западной Европы по заказу швейцарского издателя Вальзера, который привлёк к этому знаменитых немецких и швейцарских граверов.
Роберт Бойер (Robert Bowyer, 1758-1834) – британский королевский портретист, художник портретных миниатюр, издатель. Бойер родился в семье судостроителя Амоса Бойера и его жены Бетти Энн. Он начинал свою профессиональную деятельность как сотрудник торговой компании. Поворотный момент в карьере объясняется следующим образом: Бойер решил поехать в Америку и хотел оставить невесте свою фотографию на прощанье. Поскольку он не смог найти художника, пришлось сделарь автопортрет, который вышел настолько удачным, что Бойер отказался от поездки и решил стать художником-миниатюристом. Впоследствии Роберт Бойер зарекомендовал себя в Англии как акварелист и художник-миниатюрист. В 1783 году он впервые выставил миниатюры в Королевской академии. Дальнейшие выставки продолжались до 1797 и 1828 годов в Вольном обществе художников (Free Society of Artists). В 1788 году он стал акварелистом при дворе короля Георга III и художником-миниатюристом королевы. Одновременн Бойер занимался издательством и выпустил, в том числе. иллюстрированную Библию (Bowyer’s Bible) и иллюстрированную историю Англии (издание Бойера «History of England» Юма). В 1792 году он основал «историческую галерею», в которой демонстрировал картины, заказанные им для рассказа Юма. В 1807 году ему пришлось отказаться от галереи, продать ее через лотерею а картины с аукциона.