…
Вид Церкви святого Василия Блаженного в Москве на оригинальной старинной литографии
Можно смело утверждать, что прототипом для представленной работы явилась литография “Церковь св. Василия Блаженного” издателя Дациаро (типография Ж.-Р. Лемерсье, литограф Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801-1850), литограф фигур Виктор Адам, без указания инвентора, скорее всего с оригинала Перро).
Издательство Arnz & Comp. была создано братьями Генрихом (1785-1854) и Йозефом Арнцем (1792-1841), а также музыкальным торговцем Иоганном Кристианом Винкельманном (Johann Christian Winckelmann, 1766-1845) в начале 19 века в Дюссельдорфе (Королевство Пруссия). Издательство оказало большое влияние на международное распространение печатной продукции Дюссельдорфской школы живописи. С 1817 года уже под именем Arnz & Winckelmann издаются карты, атласы и научные работы. Начиная с 1820 года, партнеры записываются в адресную книгу Дюссельдорфа как “Arnz & Comp., Литографический институт”. В издательстве работало около 100 человек, дела шли прекрасно, но в 1828 году Винкельманн выходит из числа учередителей и основывает в Берлине компанию Винкельманн и сыновья (Winckelmann & Söhne), которая специализировалась на фотокнигах и детских книгах и до 1929 года работала как книжный магазин издательства.
Winckelmann & Söhne – Berliner Verlag, 1828-1930 (gnd), gegr. von Johann Christian Winckelmann (1766-1845).
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.