…
Московский пожар 1812 года на старинной оригинальной гравюре
Старинная акватинта с изображением пожара после того как войска Кутузова вышли из Москвы. Здесь точно воспроизводится архитектурный облик исторического центра столицы – Кремля, Китай-города, Замоскворечья и Заяузья, – удачно сочетается широкий охват местности с тщательной проработкой деталей. Множество стаффажных фигур в характерной для того времени одежде, военных и людей в восточных костюмах (Наполеон приказал объявить, что русские призвали на помощь татар). Сражающиеся с французскими солдаты, изображены довольно фантастично, особенно если учесть что наполеоновская армия вошла в оставленную безлюдную Москву без сопротивления. Основой для гравюры послужила хранящаяся в Государственном Русском Музее картина Делабарта “Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста” или, скорее всего, гравюра с этой картины работы Матиаса Готфрида Эйхлера (Matthias Gottfried Eichler, 1748-1821).
Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Известный экземпляр: Государственный Русский музей (инвентарный номер Гр-32009), Государственный Исторический Музей (Инвентарный номер И III 33903), Музей-панорама «Бородинская битва», Государственный музей Л.Н. Толстого (Москва), Всероссийский музей А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). По мотивам этой акватинты Сальваторе Карделли (Salvatore Cardelli) была создана гравюра “Пожаръ Мockoвckoй” или “L’incendie de Moscva” (датируется Государственным Эрмитажем 1812-1825 годами).
Библиография: Teuscher 915; Thieme-Becker Bd. XXIX, S. 180.
Жерар Делабарт (Gérard de la Barthe, 1730–1810), французский живописец. Обучался у известного французского живописца и педагога, мастера неоклассицизма, Жозефа Мари Вьена в Париже. Работал в России в 1787—1810. В 1787-1790 годах выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы, с большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII века облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники. Гравюры по картинам художника выполнялись для Западной Европы по заказу швейцарского издателя Вальзера, который привлёк к этому знаменитых немецких и швейцарских граверов.
Иоганн Лоренц Ругендас Младший (Johann Lorenz Rugendas der Jüngere, 1775-1826) – немецкий исторический художник и издатель. Учился у своего отца Иоганна Лоренца Ругендаса Старшего и с 1784 по 1793 год продолжил образование в Имперской городской художественной академии в Аугсбурге. С 1799 года в связи со смертью отца Ругендас Младший возглавил семейное художественное издательство. С 1804 года преподавал в Аугсбургской художественно-рисовальной школе, преемнице Императорской городской художественной академии. В 1811 году Ругендас Младший стал ее протестантским директором. С 1820 по 1824 год он был вторым директором «Королевской художественной школы». Художник работал в основном как иллюстратор листов с сюжетами на военную тематику, опираясь на традиции великого предка Георга Филиппа Ругендаса Старшего. При этом он создал цикл национального значения с серией из 52 изображений наполеоновских войн. По возможности Ругендас Младший сам выезжал на места сражений, поскольку хотел создать оригинальное представление этих мест. Вместо техники меццо-тинто он использовал акватинту, разработанную на основе офорта 1760 года. Однако он не был уверен в своих силах и в своих первых работах и поручал гравирование другим художникам.