…
Вход французской армии под командованием Е.В. императора Наполеона в Москву 14 сентября 1812. После главного поражения русских в битве под Москвой, продолжая свое победное шествие, французы входят в Москву, которую губернатор Ростопчин приказал поджечь в пятистах местах, чтобы уничтожить лучшие здания и склады. Париж, 1812.
На представленной гравюре изображен фантазийный вход французской армии в Москву, охваченную пожаром. Наивное, но в то же время яркое изображение, стилистически близкое по своим художественным средствам к русскому лубку. Хорошее коллекционное состояние, естественный кремовый оттенок бумаги, незначительные загрязнения. Verso blanc. Может представлять интерес для музеев. Известный экземпляр (без акварельной подкраски): Национальная Библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, RESERVE FOL-QB-201 (153)).
Осенью 1812 года в Париже появились гравированные лубки, иллюстрировавшие сообщения бюллетеней Великой армии. Они изображали триумфальное вступление в Москву, объятый пламенем город и русских поджигателей с факелами в руках. Все листы сопровождались подробными надписями, в которых вся вина за возникновение пожаров возлагалась на московского военного губернатора Ростопчина и местных варваров. В некоторых случаях французские мастера в значительной степени находились под воздействием сложившегося еще в конце XVII века стереотипного представления о Москве как о средневековом городе, окруженном крепостными укреплениями, со множеством башен, церквей и колоколен.
Библиография: Recueil. Collection Michel Hennin. Estampes relatives à l’Histoire de France. Tome 153, Pièces 13376-13461
Поль-Андре Бассе (Paul-André Basset, работал в 1785–1830 гг.) – издатель гравер, производитель и продавец обоев; не путать с его отцом Андре Бассе (умер между 1785 и 1787 годами), преемником которого он был; Поль-Андре Бассе работал в Париже около 1785–1819 гг., улица Сен-Жак (au coin de celle des Mathurins), № 670; улица Сен-Жак, № 64.