…
Императорский Петровский путевой летний дворец в Москве на антикварной гравюре
Лист № 12 из сюиты И.Кармина “Russische prospecten”. Хорошая коллекционная сохранность. Были проведены реставрационные работы. На оконные проёмы изнутри наклеена пергаментная бумага. Это сделано для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Представляет интерес для ценителей истории, декораторов.
Библиография: Михаель Риттер (Michael Ritter) “Гравировано в Аугсбурге” (Gestochen in Augsburg. Forschungen und Beiträge zur Geschichte der Augsburger Druckgrafik, 2013), стр. 202.
Джозеф Кармине (Joseph Carmine, 1749-1822) – выходец из Италии, изначально был торговцем графикой в Праге. В 1788 году ему удалось получить аугсбургское гражданство и основать в городе свое издательство. Он был последним в череде издателей оптических видов из Аугсбурга. Основная масса его листов появлялись между 1808 и 1828 годами. Они не всегда отличались качеством – перспектива часто сильно искажена, окраска резкая и грубая. Кармин делал подписи на трех языках – итальянском, немецком и французском. Листы Кармина представляют коллекционный интерес, они реалистично отражают структурное состояние городов и улиц того времени. Люди на его гравюрах одеты по моде периода бидермейера. Достоверно описано не менее 150 гравюр Кармине.
Оптический вид (Vue d’Optique, то же, что и Guckkastenblatt) — особый вид гравюр, весьма популярный во второй половине XVIII века в Европе. Они выполнялись одного размера, поскольку были предназначены для просмотра в специальной камере зограскопе (Guckkasten), которая увеличивала изображение и усиливала эффект трёхмерности. Чаще всего оптические виды изображали знаменитые городские пейзажи и памятники, наводнения и пожары, сражения на суше и на море. Зрителю были представлены чудеса света, библейские сцены, образы из мифов и легенд и т.д. Эти «чудеса» выполнялись как гравюры на меди, а иногда и как литографии. Листы имеют стандартный размер от 27 до 28 см в высоту и от 40 до 42 см в ширину. Практически всегда гравюры раскрашивались акварелью издателем. Обычно женщины и дети наносили раскраску с помощью кисти или трафаретов, что приводило зачастую к примитивному цветовому эффекту. В очень редких случаях вырезались отверстия и изнутри наклеивалась пергаментная бумага. Это делалось для усиления визуального эффекта при демонстрации с дополнительной подсветкой из свечей. Например, можно придать эффект восходящего солнца или лунного света. Оптические виды производились всего в пяти европейских городах: Париже, Лондоне, Бассано (в Северной Италии), в XIX векe в Берлине, но прежде всего в Аугсбурге, где одновременно работали пять издателей. Просмотр оптических видов был весьма популярным аттракционом на ярмарках. Зограскопы были богато декорированы и зачастую использовались как развивающие игрушки в богатых семьях. Особым шиком среди публики вышего света было иметь коллекцию таких гравюр, разумеется вместе с камерой. Поскольку популярность оптических видов возникла в Европе практически одновременно, то и названия, как правило, печатались на двух-трёх языках. Оптические виды можнно встретить как в городских и местных музеях, так и в крупных художественных музеях и коллекциях. Однако, прежде всего, частные коллекционеры проявляют к ним особый интерес как по декоративным, так и по географическим и историческим причинам. Благодаря своим привлекательным мотивам оптические виды являются зеркалами своего времени, которые только недавно получили должную оценку.