…
Казань. Церковь Николая Чудотворца (Гостинодворская) на старинной гравюре
(Ивановская площадь. Вид со стороны Cпасской башни)
Есть основания предполагать, что гравюра выполнена по рисунку братьев Чернецовых (о чем может свидетельствовать неоспоримое сходство с рисунками Григория и Никанора Чернецовых из их «Путешествия по Волге» в 1838 г.
Альберт Генри Пейн (Albert Henry Payne; 1812 Лондон, † 1902 Лейпциг) — английский гравер, художник, иллюстратор и издатель. Пейн приехал в Германию в раннем возрасте. С 1839 года он работал в качестве гравера, художника и иллюстратора в Лейпциге. В 1845 году основал совместно с Брайном (Е. Т. Brain) Типографию и Издательство Английского Художественного Заведения. Издательство специализировалось на одиночных гравюрах, иллюстрированных семейных журналах и календарях, а также на музыкальной литературе.
Гравюра в хорошем состоянии. Представляет художественную и историческую ценность.
Церковь Николая Чудотворца. Памятник русской архитектуры. Высокий кубический одноапсидный храм, перестроен в XIX веке, шатёр разобран после пожара 1864 г. Только в русской архитектуре шатёр употреблялся в каменном храмовом строительстве. Первые каменные шатровые храмы относятся к первой трети XVI века. Шатром завершен центральный придел собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В 1648 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, повелев вернуться к завершению храмов куполами. Шатрами перестали перекрывать здание самого храма, но продолжили использовать для завершения колоколен. Шатровая колокольня была наиболее распространена в русской храмовой архитектуре XVII века и во второй половине XIX века, когда начали строить храмы в «русском стиле». Очень широко шатры использовались для перекрытия башен. После смутного времени шатрами были украшены все башни Московского Кремля. Многие крепости (Троице-Сергиева Лавра, Симонов монастырь в Москве, Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском и другие) имеют башни, завершенные огромными кирпичными шатрами.