…
Английский парусник “Маккуин Бейм” на старинной гравюре
Прекрасное изображение судна Ост-Индской компании, идущего под парусом. В центре изображен корабль “Маккуин”. Небольшая парусная лодка с багровыми парусами справа на переднем плане, слева вдалике ещё один корабль под развевающимся голландским флагом. Судно идёт по ветру с полными парусами. На заднем плане изображены ещё двенадцать судов. Внизу изображения подпись: “HCS MACQUEEN” (Honourable Company Ship) «OFF THE START», датировано 26 января 1832 года. Написано У. Дж. Хаггинсом (морским художником Его Величества). Гравюра К. Розенберга (Engraved by C. Rosenberg). Опубликовано в 1834 году У. Дж. Хаггинсом, Лиденхолл-стрит, 105 (WJ Huggins, 105 Leadenhall Street).
Общее состояние отличное. Незначительные загрязнения. Verso blanc. Роскошный подарок и великолепное украшение кабинета. Может представлять интерес для музеев. Известный экземпляр: Национальный морской музей Великобритании (National Maritime Museum, Caird Collection, Greenwich, London; ID: PAH8478)
Уильям Джон Хаггинс (William John Huggins, 1781-1845) – британский художник-маринист, получивший королевское покровительство за свои работы. О ранних годах жизни Хаггинса известно немного. Он совершил одно плавание в период с 1812 по 1814 год в качестве рядового моряка на ост-индском судне “Персеверанс”, совершавшем рейс в Бомбей и Китай. Во время этого путешествия он сделал много рисунков кораблей и пейзажей в Китае и других местах. В конце концов он поселился на Лиденхолл-стрит, недалеко от Ост-Индского дома в Лондоне и стал профессиональным художником. Его работы, как оригинальные прототипы, так и в виде гравюр (акватинт), нашли широкий спрос среди торговцев и моряков. В 1817 году Хаггинс выставил свою картину в Королевской академии и продолжал периодически выставляться вплоть до своей смерти. С 1825 года он также выставлялся в Британском институте. Уильям Джон Хаггинс получил звание мариниста Георга IV и Вильгельма IV – за свою последнюю картину.
HCS – это префикс судна, который означает “Honourable Company Ship”. Этот префикс использовался кораблями Bombay Marine, поскольку они входили в состав Достопочтенной Ост-Индской компании (Honourable East India Company). Концепция аналогична “Her Majesty’s Ship” (Корабль Ее Величества), используемому для обозначения кораблей Королевского военно-морского флота. Бомбейская флотилия (Bombay Marine) — частный (негосударственный) военно-морской флот, созданный и содержавшийся Британской Ост-Индской компанией в 1612−1934 годах, родоначальник Индийского колониального флота. В 1612 году, вскоре после образования Компании, капитан Томас Бест (Thomas Best) с 4 галеонами нанес поражение португальцам у Свалли, поблизости от Сурата, Гуджарат. Вскоре на этом месте был заложен небольшой порт и организована эскадра. Компания назвала её Honourable East India Company’s Marine. Её зоной ответственности стали Камбейский залив и устья рек Тапти и Нармада. Первые боевые корабли прибыли 5 сентября 1612 года. Основной задачей флотилии, как и частной армии Компании, была защита её интересов. Но благодаря её весу и влиянию, нередко трудно было разделить интересы Компании и интересы короны. Прежде всего, это была защита ост-индских торговых кораблей (East Indiamen) от пиратства. Когда в борьбу вмешивались местные раджи, войны с ними также ложились на флотилию. Ост-индские торговые корабли и сами имели некоторое вооружение, но его хватало только для отпугивания примитивных пиратов. Борьба с другими колониальными державами, такими как Франция и Португалия, теоретически являлась основной задачей Королевского флота. Но поскольку его силы были растянуты по всем океанам, часто в нужный момент их на месте не оказывалось. Тогда Компании приходилось рассчитывать на свои силы. Наконец, по условиям договоров, в конце XVIII века флотилия взяла на себя защиту не принадлежащих ей «купцов» (англ. Country Trade), приписанных к индийским портам, на торговых путях от Малабарского берега в Персидский залив и обратно. Ещё одним выгодным отличием флотилии от королевского флота являлось то, что она вела постоянные обширные гидрографические исследования и печатала более точные морские карты. Должность постоянного сюрвейера Компании была впервые учреждена в 1779 году.