…
Хорошее коллекционное состояние. Проведены реставрационные работы: механическая очистка листа, водная обработка.
Николас (Клас) Питерс Берхем Старший (Nicolaes или Claesz Pieterszoon Berchem, 1620-1683) — голландский живописец, график и гравёр. Творческий путь Николас начал в 14 лет, его первым учителем был отец, специализировавшийся в написании натюрмортов. Позднее Николас обучался в мастерской Яна ван Гойена и именно тогда взял себе имя «Берхем». Затем художник обучается в Амстердаме у Николаса Муйарта, писавшего главным образом сюжеты из Священного Писания и аркадийские пейзажи с животными. С 1642 года Берхем (зарегистрированный как Клас Питерсен) — член харлемской гильдии св. Луки. У него появляются ученики. Берхем добивается известности, изготовляя гравюры, распространяемые издателями и книготорговцами Харлема и Амстердама. В серии офортов, изображающих коров (1644) ещё заметен стиль Муйарта. Традиционно считается, что Берхем окончательно сформировался как художник после совершённой вместе с Вениксом поездки в Италию в 1640-х годах (хотя ряд исследователей оспаривает факт его путешествия в страну, давшую вдохновение его дальнейшему творчеству). После этой поездки типичными для живописца стали написанные в тёплых тонах виды Италии, подчас населённые мифологическими или библейскими персонажами. Произведения этого жанра были в большой моде в Голландии. Помимо них, Берхем писал городские пейзажи, зимние и пасторальные сцены в традициях нидерландского натурализма, аллегорические и жанровые картины. В избранном Берхемом жанре пасторального пейзажа ему мало кто в Голландии мог составить конкуренцию. Около 1650 года Берхем совершил поездку в Вестфалию вместе с Якобом ван Рёйсдалем. Предполагают, что после этого он вновь отправился в Италию, работал там в 1651—1653 годах и наряду с Яном Ботом стал одним из заметнейших представителей итальянского направления в голландской пейзажной живописи XVII века. Вернувшись в Харлем, стал деканом гильдии, а позже удостоился звания мастера. По его инициативе в гильдии была введена традиция: каждый художник, покидающий город, должен был предоставлять одну из своих картин для украшения зала гильдии. Первым такой пример подал сам Берхем, который в 1660-х годах уехал в Амстердам, где картограф Николас Висшер привлёк его к оформлению нового атласа. Сотрудничество Берхема с Висшером продолжалось на протяжении первой половины 60-х годов XVII века. В Амстердаме Берхем прожил свыше десяти лет, вернувшись в Харлем только весной 1670 года. Но в 1677 году художник вновь переезжает в Амстердам — теперь уже навсегда. Мастер продолжает писать пейзажи, портреты, изображает вымышленных лиц и животных. Берхем, исключительно плодовитый мастер, создал более 800 полотен, которые высоко ценились коллекционерами произведений искусства конца XVIII — начала XIX века. Ему также принадлежат 50 или 80 гравюр и около 500 графических работ. В собрании Государственного Эрмитажа находятся 24 работы Берхема.
Жак-Филипп Ле Ба или Леба (Jacques-Philippe Le Bas или Lebas, 1707–1783) – знаменитый французский гравер в стиле рококо. Ле Ба был учеником парижского гравера и иллюстратора Антуана Эриссе (Antoine Hérisset, 1685-1769), который был известен в то время своими архитектурными видами (Версальский дворец) и планами местности (Forêt de Fontainebleau). Ле Ба создавал гравюры, основанные на шедеврах мировой живописи, они были очень популярными и желанными предметами коллекционирования. Известно более 500 гравюр Ле Ба. Гравюрой «Проповедь Иоанна Крестителя» по картине Пьера Франческо Мола (1612–1666) он заявил о себе в образованном обществе французского рококо. Голландские художники эпохи барокко Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, Филип Вауверман (1619–1668), Адриан ван Остаде (1610–1685) и подражатель Ваувермана, Карел ван Фаленс (1683–1733), изначально были предпочтительными мастерами, по которыхм Ле Ба совершенствовал свою технику гравирования. Но художником, по которому он предпочитал работать, был Давид Тенирс (1610–1690). Ле Ба знал, как перенести изобилие и тонкую работу кисти своей модели в технику гравюры, над которой он часто работал в технике сухой иглы. Ле Ба создал более 100 гравюр по Тенирсу; есть также более 30 гравюр по Клоду Жозефу Верне (1714–1789), художника, работавшего при дворе Людовика XV. Ле Ба был самым популярным и самым занятым французским гравером, но он также часто подписывал гравюры, сделанные учениками под его руководством. Спустя сто лет после Рембрандта ван Рейна (1606–1669) Ле Ба заново открыл технику сухой иглы и усовершенствовал ее. В 1771 году он стал членом Королевской академии (ныне Академия изящных искусств), а в 1782 году Людовик XVI присвоил ему звание королевского гравера. В собрании Государственного Эрмитажа находятся более 120 работ Жак-Филиппа Ле Ба.