…
СКИТ НА СЕКИРНОЙ ГОРЕ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
На литографии изображена Вознесенская церковь и примыкающий к ней келейный корпус на вершине горы. Гора покрыта густым лесом. Перед горой – озеро, на берегу которой располагается часовня. Имеются стффажные фигуры в виде иноков, повозки с лошадью и пасущихся оленей. В центре внизу – “Лит. С. Рр. С Лавры.”
Хорошая коллекционная сохранность, незначительный фоксинг по краям печатного поля. Равномерное потемнение бумаги. Имеются владельческие пометы карандашом на немецком языке. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Редкость.
В Троице-Сергиевой лавре с 1843 по 1910 год действовала литографская мастерская — самостоятельное заведение со своим штатом сотрудников, руководствовавшееся целостной издательской и творческой позицией. Первоначально мастерская была задумана как подсобное подразделение живописного цеха для издания средневековых иконографических образцов. В процессе развития одным из основных направлений творческой и издательской деятельности мастерской стало «светское» искусство. Ведуты с изображениями различных русских монастырей представляют разнообразную картину пространственно-объемных изобразительных систем. В то же время они показывают особенность русского ландшафта, в котором монастырские ансамбли были одним из главных составляющих компонентов. С 1861 года мастерская регулярно выпускала по заказу виды русских монастырей. Автором большей части этих литографий был Иван Старченков. Ему свойственно пластическое восприятие черного и белого: объемы и пространство строятся на тонких переходах пятен серой гамме, черные густые пятна очень малы и как бы скрыты литографом в переходах от белого к темно-серому. Причем присутствие черного пятнышка в построении объема и пространства всегда конструктивно и выверено. Кроме того, этот мастер так изображает здания белого цвета что создается впечатление, будто они сияют. Белизна его архитектуры ослепляет рождая ощущение ирреальности при явной материальности и трехмерности объемов. Иван Старченков — мастер панорамной ведуты, он владел перспективой, добиваясь ощущения единого пространства земли, неба, архитектуры.