…
Монумент Петру Великому в Санкт-Петербурге на антикварной гравюре начала XIX века
Прототипом гравюры является литография 1821 года Мари-Анны Колло-Фальконе (Marie-Anne Collot-Falconet, 1748-1821) по оригиналу Пьера-Этьена Фальконе (Pierre-Etienne Falconet, 1741-1791) “Памятник Петру I на Петровской площади”.
Прекрасное коллекционное состояние. Фоксинг отсутствует. Verso blanc. Идеально подходит для оформления интерьера или в качестве подарка ценителю старины.
Фальконэ, Пьер Этьен (Falconet) сын Этьена Ф., живописец, получил художественное образование сначала под руководством своего отца, а затем в Лондоне, повидимому, в мастерской Рейнольдса. Живя в этом городе до 1773 г., написал много портретов лиц тамошнего общества, между прочим, портреты 12ти художников, изданные потом в гравюрах. Изображал также экстравагантные исторические сюжеты и украсил декоративною живописью китайский храм в поместье баронессы Грей в Бельфордшайре. Во время пребывания своего отца в СПб. провел там несколько лет, написал несколько портретов Екатерины II (один наход. в Романовской галерее Зимнего дворца, другой — в Английском дворце, в Петергофе), цесаревича Павла Петровича и его первой супруги и женился на талантливой ученице своего отца, Марии Анне Колло (см.). Но надежды этого посредственного живописца на удачу в России не оправдались, и он возвратился во Францию. Когда он родился и умер — остается неизвестным. (Энциклопедия Брокгауз)
Этьенн Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet, 1716-1791) – знаменитый французский скульптор, автор монумента имперарору Петру I в Санкт-Петербурге. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила Фальконе создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже; после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. Фальконе решил представить самого царя как “созидателя, законодателя и благодетеля своей страны”, который “простирает десницу над объезжаемой им страной”. Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анне Колло. Отливка конной статуи была окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. В 1778 году Фальконе, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента. Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Юрий Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось в 1782 году.
Джон Пасс или Паас (John Pass или Paas, (ок.) 1783–1832)) – известный английский художник и гравер, работал в Пентонвилле (Лондон). Пасс выполнил гравюры для «Истории, гражданской и церковной жизни» (The History, Civil and Ecclesiastical) и «Обзор древностей Винчестера» (Survey of the Antiquities of Winchester, 1798–1801) Джона Милнера (John Milner). Лондонский книготорговец Джон Уилкс, родом из Винчестера, пригласил Джона Пасса его для гравирования иллюстраций к 13 тому своей энциклопедии Londoniensis. Джон Пасс был убит в Лестере Джеймсом Куком, это уголовное дело привлекло широкое внимание британской общественности. Пассу было 49 лет, и, будучи партнером фирмы Paas & Co. из Хай-Холборна, находился в Лестере в качестве коммивояжера специализированного оборудования. Убийца Кук, печатник и переплетчик, был был приговорён к повешению.