…
Александр Мартынович Арнштам (1880—1969) — российский, советский, немецкий, французский художник, график, иллюстратор, сценограф, художник кино. Родился в Москве на Петровке в еврейской купеческой семье из Риги. Его отец Мозес Арнштам был владельцем текстильных мануфактур и модного магазина. В 1901 году окончил философский факультет Университета в Берлине а в 1907 году получил второе высшее образование – юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, посещал мастерскую художника Константина Юона на Арбате. В начале осени 1905 года в Швейцарии прошла свадьба Александра Арнштама и Розы Мордухович, после которой они поселились в Париже. Арнштам в это время учился в академии Гранд-Шомьер у Люсьена Симона и Жоржа Девальера, затем семья переехала в Швейцарию. В 1907 году Александр Арнштам с женой и ребёнком вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге. Оформив обложку номера журнала «Золотое руно», посвящённого Евгению Лансере, Арнштам начал работать в книжной графике. Постепенно он расширил сферу своих профессиональных интересов и стал заниматься театром и живописью. В русле своих театральных интересов в 1913—1914 годах Арнштам писал критические статьи для газеты «Театр и жизнь». В 1914 году выполнил декорации к оперетте «Уличная графиня», поставленной Константином Грековым в частном Театре Незлобина. В 1915—1917 годах участвовал в различных выставках, в том числе в выставках «Мира искусства». Отдыхая в 1914 году в Финляндии в Куоккале, Александр Арнштам нарисовал по просьбе Корнея Чуковского обложку для его рукописного альманаха «Чукоккала». В 1916 году художник выпустил «Наш журнал» с текстами и рисунками детей — своих и детей своих знакомых (Бенуа, Серебряковых, Добужинских, Рерихов, Городецких). В 1916 году Арнштам оформил книгу Всеволода Дмитриева «Валентин Серов» — первую из серии «Библиотека иллюстрированных монографий». В 1919 году иллюстрировал книгу Андрея Левинсона «Старый и новый балет». Февральскую революцию он встретил настороженно, но тем не менее был приглашён работать в редколлегию Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса РСФСР) и заведовать художественным отделом «Свободного журнала» (1917—1918). Художник начал работать с Госиздатом и получил много заказов. Арнштам участвовал в массовом издании литературной классики и иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Алексея Кольцова, Шолом-Алейхема и других писателей. Одновременно с этим Александр Арнштам был назначен директором художественной школы для молодёжи и рабочих.
В конце 1919 года Александр Арнштам был арестован ЧК и, несмотря на заступничество Максима Горького и Анатолия Луначарского, провёл в тюрьме девять месяцев. Но, аходясь в тюрьме, оформил по заказу Госиздата революционную «Азбуку» (в 1922 году «Азбука» экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции под вывеской «8 иллюстраций к книге „Народная азбука“»), после снятия обвинения, был освобождён. В 1921 году Арнштам вместе с семьёй эмигрировал в Берлин, о чём говорил с сожалением: «Для меня этот отъезд был событием мрачным, тоскливым, непоправимым». Продолжил работать как иллюстратор книг с издательствами «Геликон», «Огоньки», «Слово», «Театр», «Русское универсальное издательство» и др. В 1922 году совместно с Евгением Грюнбергом основал издательство Academia, в котором заведовал художественной частью. В этом издательстве последовательно подготовил книги со своим графическим оформлением: «Московия ХVII-го века» Георгия Лукомского, «Алхимия театра» Самуила Вермеля, «Театр как таковой» Николая Евреинова. Не прерывая до середины 1920-х годов связей с ленинградским отделением Госиздата, продолжал работать над отдельными томами «Жана-Кристофа» Ромена Роллана. В Берлине Арнштам занимался частным преподаванием; самые известные его ученики — Тото Познер и Олег Цингер. Также занимался сценографией — оформлял спектакли Ж. Альтмана и создавал костюмы для балетов Самуила Вермеля.
В 1922 году Александр Арнштам экспонировал свои работы на 1-й выставке русского искусства в галерее Ван Димена. После отъезда Николая Минского в Лондон Арнштам был избран председателем Дома искусств. В 1923 году Арнштам участвовал в создании Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих. В Берлине художник создал большое количество женских портретов и портретов людей творческих профессий. С 1928 года Арнштам начал работать в кинематографе в различном качестве с различными компаниями — UFA, Terra Films, Gottschalk Films и др. В частности, он выступил художественным консультантом самого коммерчески успешного фильма Германии 1929 года «Восхитительная ложь Нины Петровны». В 1933 году, восприняв национал-социализм как реальную угрозу, Александр Арнштам вновь эмигрировал — во Францию и поселился в Париже. Начав всё сначала, он длительное время перебивался мелкими заказами для кинорекламы, пока наконец в 1938 году не получил приглашение вместе с Ги де Гастайном оформить фильм «Катя» режиссёра Мориса Турнёра. После успешного проката фильма Арнштам начал получать заказы на рекламу от кинофирм Films-Éclair-Journal, Redon, Franco-London-Films, Gay-Lussac и др. В оккупированном немцами Париже он оставался с женой до 1943 года, а затем снова бежал от нацистов на юг Франции. До конца Второй мировой войны жил в Вильреале, где писал пейзажи и жанровые сцены, в том числе из русской жизни.
После войны Арнштам поселился в Монморанси близ Парижа. Периодически работал над фильмами, делал киноафиши. В 1953 году в студии Vendôme инсценировал пьесу шведского писателя Юхана Хеннинга Бергера «Потоп». В конце 1950-х годов оформлял книги Эмиля Золя из цикла «Ругон-Маккары» в серии Livre de poche (карманные издания). Последним осуществлённым крупным проектом Александра Арнштама стал балет по роману Эмиля Золя «Нана», музыку к которому написал Анри Томази. Несколько лет Арнштам работал над сценарием, декорациями и костюмами к спектаклю. Премьера балета состоялась 14 декабря 1962 года в Страсбурге.