…
Два декоративных фриза на одном листе (один под другим). Фризы объеденены сюжетно и стиллистически в свойственной барокко контрастностью и динамичностью образов. Верхний фриз олецетворяет опасную неуправляемую воздушную и водную стихии: орёл с приподнятыми крыльями, корма тонущего корабля, собака с недобрым оскалом. На нижнем же, несмотря на такую же динамику композиции, путти органично вплетены в потоки с цветущими розами и созревшими плодами, а рог изобилия охраняет спокойное мифическое существо. Подпись слева – “Potre Invent et fecit“, подпись справа – “van Merlen excud. Avec privilege du Roy”
Хорошая коллекционная сохранность, фоксинг отсутствует. Представляет интерес для музеев, ценителей истории, декораторов. Редкость.
Жан Лепотр (Jean Lepautre, Jean Le Pautre, Jean Le Potre, Jean Lepotre, 1618-1682) — выдающийся французский архитектор-декоратор, проектировщик мебели, рисовальщик-орнаменталист и гравёр, старший брат архитектора Антуана Лепотра. Родился в семье столяра Адриана Лепотра. Юный Жан был учеником плотника и строителя Адама Фелиппона. В процессе обучения слесарным и строительным приёмам он сумел развить в себе навыки работы в рисунке и офорте. Жан Лепотр, наряду с Шарлем Лебреном, считается одним из главных создателей «большого стиля» Короля-Солнце Людовика XIV, сочетающего формы классицизма и барокко. Как и другие выдающиеся рисовальщики-орнаменталисты французского искусства: Ж.-А. Дюсерсо, Ж.Берен, Д. Маро, Лепотр сумел создать в рамках большого исторического стиля свой собственный стиль и оригинальную манеру. Декоративные композиции, созданные Лепотром, захватывают необычайной смелостью, фантазией, богатством орнаментальных форм, иногда кажущихся слишком пышными и тяжеловесными, перегруженными деталями, но таков был стиль. Лепотр группировал свои фантазии по темам и издавал в виде сборников офортов. Сброшюрованные в одну четвёртую листа, значительные по толщине (до трёхсот листов толстой офортной бумаги), подлинные оттиски распространялись среди художников и любителей искусства. Их названия были просты: «Фонтаны и камины», «Вазы», «Детали мебели», «Плафоны», «Бордюры», «Резные панели и обрамления зеркал», «Ювелирные изделия». Альбомы Лепотра в XIX веке на международных аукционах приобретали художественно-промышленные музеи, училища и библиотеки в качестве учебных пособий для мастеров и «учёных рисовальщиков» для промышленности. В частности, восемь альбомов Лепотра были приобретены А. А. Половцовым для Училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Одним из первых Лепотр стал использовать орнамент бандельверк из переплетающихся лент и бантов (нем. Band — повязка, лента и Werk — работа). Лепотр сочетал бандельверки с традиционными акантами, картушами, ренессансными раковинами и цветочными гирляндами, невероятными архитектурными конструкциями, мифологическими фигурами и сказочными существами. Всего за свою жизнь Жан Лепотр создал более двух тысяч гравюр. Жан Лепотр делал рисунки для Королевской Мануфактуры Гобеленов, выполнял эскизы орнаментального декора для мебельной мастерской Андре Шарля Буля. С 1677 года был членом Королевской Академии архитектуры.
Жак ван Мерлен (Jacques van Merlen, 1616-1682) – издатель и гравер из Франции и южных Нидерландов
Фриз — часть архитектурного ордера, в широком значении — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, декорированной рельефом или росписью, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Архитектурный фриз дал название определённому типу композиции, не всегда связанной с архитектурой, а именно фризовое расположение фигур в живописи, декоративной росписи, мозаике. Любой значительно удлинённый формат в изобразительном искусстве называют фризом.