…
Антикварная карта европейской части России XIX века
На карте изображена европейская часть России от Северного Ледовитого океана до Черного моря и Каспийского моря, простирается на запад до Варшавы и на восток до Оренбурга и Перми. Включает Украину. На карте указаны государственные и административные губернские границы, города, реки, горы, моря, регионы.
Особый интерес представляет сеть железнодорожного сообщения. Наряду с действующими показаны и строящиеся магистрали. Помимо этого обозначены дороги и каналы. Особенно привлекательна декоративная рамка, характерная для карт Джонсона с 1864 по 1869 год. Пожалуй, это одна из наиболее интересных американских атласных карт России, появившихся в середине XIX века. Опубликована Джонсоном и Уордом в качестве карты номер 92 в издании 1865 года Нового Иллюстрированного Семейного Атласа Джонсона.
Элвин Джеветт Джонсон – американский издатель, картограф, работал с 1856 года до середины 1880-х годов. Джонсон родился в бедной семье в Уоллингфорде, штат Вермонт, где получил только общее образование. Известно, что он работал школьным учителем в течение нескольких лет, прежде чем переехать в Ричмонд, штат Вирджиния. Джонсон получил свой первый опыт работы с картами работая продавцом и книжным консультантом для Дж. Х. Колтона и компании (J. H. Colton and company). Самые ранние карты Джонсона были опубликованы с Д. Гриффином Джонсоном (D. Griffing Johnson) и датированы серединой 1850-х годов, однако только в 1860 году фирма Johnson опубликовала свою первую значительную работу – “Johnson’s New Illustrated Family Atlas”, гравированную на стали. Публикация Семейного Aтласа последовала за договором 1859 года с хорошо зарекомендовавшей себя, но финансово неустойчивой картографической издательской компанией J. H. Colton. Хотя историк картографии Water Ristow предполагает, что Колтон продал свои авторские права Джонсону и его партнеру Росс С. Браунингу (Ross C. Browning, 1832-1899), более вероятная версия заключается в том, что Джонсон и Браунинг финансово поддержали фирму Колтон в обмен на право для использования топоосновы Colton. Независимо от того, что было на самом деле, неоспоримо, что первые карты атласов Джонсона были в основном переизданием карт Колтона. В начале Джонсон позиционировал свою фирму как «Преемники Дж. Х. Колтона и компании». Бизнес-стратегия Джонсона заключалась в переносе гравюры из стали на более дешевые литографические камни, что позволяло его фирме производить больше карт по более низкой цене. В 1861 году, после начала американской гражданской войны, фирма Джонсон и Браунинг переехали в Нью-Йорк. Джонсон и Браунинг опубликовали два издания Атласа Джонсона в 1860 и 1861 годах. В 1861 году доля фирмы Браунинга была приобретена Бенджамином П. Уордом, чье имя впоследствии заменило Браунинга на выходных данных. Семейный Атлас 1863 года представлял собой сборник старых карт Джонсона и Браунинга, обновлённых карт 1862 года Джонсона и Уорда и новых карт 1863 года с изменённым оформлением рамок. Семейный Атлас 1864 года – это первый истинный атлас Джонсона и Уорда. Джонсон опубликовал еще одно издание атласа в партнерстве с Уордом в 1865 году, после чего Джонсон, похоже, выкупил долю Уорда. Следующий выпуск Атласа 1866 года является первым чисто атласом «Джонсон» со всеми новыми картами, обновленными отпечатками и авторскими правами. Семейный Атлас издавался 27 лет, с 1860 по 1887 год, пережив самого Джонсона. Карты Джонсона из Семейного Атласа отличаются уникальным оформлением рамок. В дополнение к Семейному Атласу Джонсон издал многочисленные настенные карты, карманные карты, а в 1880-х годах – «Cyclopedia». Карты Джонсона знамениты своиим размерами, точностью, детализацией и потрясающей яркой краской, они, чисто американские по своему стилю и исполнению, очень популярны среди коллекционеров, картографов и историков.