…
Одно из самых ранних картографических описаний Московии. Над изображением карты типографское указание главы “Из москвичей”. Немецкий текст внизу и на оборотной стороне. На первой странице описание столицы “Земли московитов” Москвы и описание занимаемой территории – между Киевом, Каспийским морем и Обью. Москва находится в центре или от Карелии и Югры на севере до Черного моря (Pontus Euxinus), полуострова Крым (Pero Kopska) и Азовского моря (Meotisch maere) на юге, от Литвы и Швеции на западе до Волги и Каспийского моря на востоке. Текст повествует о том, что столица Московии город Москва, назван так по реке, на которой он стоит, и это крупнейший город страны, укреплённый сильным замком. (Город Москва вдвое больше Праги в Богемии) …Река Москус течёт на юг, и впадает в реку Ока у города Колюны (Коломны), после чего Ока впадает в Волгу у города Новгород. Страна Московия весьма длинна и широка. От Смоленска до Москвы 100 миль, от Москвы до Вологды также 100 миль. От Вологды до Устюга 100 миль, от Устюга идти до Вятки 100 миль, и эти 400 миль занимает земля Московитов, и они говорят по-славянски. В этой стране много герцогств (княжеств)… Княжество Московское может выставить в поле 300000 дворян и 600000 крестьян. Герцогство Тверское может выставить 40000 человек. Далее следует текст о реке Дон, об истоках Дона, Оки и других рек, изображение тура. Топогрфическая основа карты сделана с использованием карты Антония Вида 1555 года со слов беглого русского боярина, окольничьего Ивана Ляцкого. Под картой слева внизу изображение орла на геральдическом щите. Verso включает изображает в тексте зубра.
Несмотря на многочисленные ссылки в более ранних сочинениях, каких-либо текстов, связанных с именем Антония Вида, или экземпляров составленной им карты исследователям известно не было. Установить же связь между Антонием Видом и картами мюнстеровой Космографии они были не в состоянии, поскольку сам Мюнстер сведений о своих источниках не оставил. Так профессор-историк Егор Егорович Замысловский, в своей работе 1880 года, посвящённой Себастьяну Мюнстеру, приходит к выводу, что упомянутый Мюнстером и Герберштейном Антоний Вид был автором утраченного сочинения о Московии, а карты мюнстеровой Космографии восходят к некоему русскому чертежу московских земель – также утраченному. При этом на основании анализа текста Мюнстера Е.Е. Замысловский справедливо предположил, что под Иоханнесом Яцким «следует разуметь» окольничего Ивана Ляцкого.
Библиография: Материалы по истории русской картографии / Под ред. В. А. Кордта. — Киев, 1899г. — Вып. 1: Карты всей России и южных ее областей до половины XVII века; стр. 6
Cosmographia, позже также известная как Kosmographie – именно так Себастьян Мюнстер назвал свой фундаментальный труд. Это было первое научное и в то же время в целом понятное описание познания мира на немецком языке, в котором были обобщены основы истории и географии, астрономии и естественных наук, регионов и фольклора в соответствии с уровнем знаний в то время. Космография – это латинская форма греческого слова kosmographía «описание мира» (kósmos «мировой порядок», «вселенная»; gráphein «писать»). Немецкоязычный труд Мюнстера содержит «описание всего мира со всем, что есть в нем» в шести книгах. Первые издания с 1544 по 1548 год носят латинское название Cosmographia, издания с 1550 по 1614 год – немецкое название “Cosmographei или описание всех стран и т. д. или Cosmographey”. Издания с 1615 по 1628 год снова называются «Cosmographia». Полное название первого издания 1544 года: “Космография.Описание всех стран Себастьяном Мюнстерумом, в котором все народы, правители, города и известные места происходят из: нравов, обычаев, порядка, веры, сект и обращения со всего мира, и особенно из немецкой нации. Все, что считается особенным в какой-либо одной стране, и находится в ней. Все объясняется цифрами и красивыми таблицами, сделано для глаз” (Cosmographia.Beschreibung aller Lender durch Sebastianum Munsterum, in welcher begriffen Aller völcker, Herrschafften, Stetten und namhafftiger flecken, herkommen: Sitten, gebreüch, ordnung, glauben, secten vnd hantierung, durch die gantze welt, vnd fürnemlich Teutscher nation. Was auch besunders in iedem landt gefunden, vnnd darin beschehen sey. Alles mit figuren vnd schönen landt taflen erklert, vnd für augen gestelt). В первой книге изложены основы физической и математико-астрономической географии. Следующие книги содержат описания стран: Южная и Западная Европа (2-я книга), Германия (3-я книга), Северная и Восточная Европа (4-я книга), Азия и Новые острова (5-я книга), Африка (6-я книга). До 1650 года книга выдержала 46 переизданий (27 немецких, 8 латинских, 4 английских, 3 итальянских, 3 французских, 1 чешское). Она постоянно дополнялась и совершенствовалась – как самим Мюнстером (при его жизни вышли 6 немецких, 3 латинских и 1 французское издание), так и его “посмертными соавторами”.
Себастьян Мюнстер (Sebastian Münster, 1488-1552) – знаменитый европейский космограф, гуманист и гебраист. Себастьян Мюнстер является одним из плеяды известных космографов эпохи Возрождения, вместе с Леонардо да Винчи (1452–1519), Мартином Бехаймом (1459–1507), Мартином Вальдземюллером (1472 / 75–1520), Петрусом Апианом (1495–1552) и Герхардом Меркатором ( 1512-1594). После учебы во францисканской школе в Гейдельберге Мюнстер оказался в 1505 году в Straßburger Franziskanerprovinz в возрасте 17 лет. В 1507 году настоятели ордена отправили лингвистически одаренных учеников в Лёвен и Фрайбург-им-Брайсгау. Во время одногодичной учебной поездки во Фрайбург его учитель Грегор Райш, настоятель монастыря Kartause вдохновил его прежде всего на изучение иврита и географии. В 1509 году Мюнстер отправился в монастырь Руффах, где он стал учеником Конрада Пеликана и продолжил обучение греческому, ивриту, математике, астрономии и географии. Он уже изучал естественные науки по энциклопедии Грегора Райша «Margarita philosophica». Чтение Помпония Меласа “De chorographia” (I век) также оказало влияние на Мюнстера. В 1511 году он последовал за своим учителем Пеликаном в Базельский университет, а затем в Пфорцхайм, где в 1512 году был рукоположен в священники. Мюнстер и Пеликан расширили свои лингвистические исследования, включив другие семитские языки, особенно арамейский и эфиопский. С 1514 по 1518 год Мюнстер работал лектором в колледже францисканского ордена в Тюбингене, где он также продолжил свои астрологические исследования у знаменитого астронома Йоханнеса Штёффлера (Johannes Stöffler), известного как «отец науки». С 1518 года он снова преподавал в религиозном колледже в Базеле, а с 1521 по 1529 год в Гейдельберге, где курфюрст Людвиг V назначил его профессором иврита Гейдельбергского университета в 1524 году. В 1529 году Себастьян Мюнстер вышел из ордена францисканцев и перешёл в Базельский университет. Там он был вовлечен в религиозные войны между католиками и протестантами и, наконец, обратился в протестантизм. В 1530 году он женился на Анне Селбер, вдове базельского книгопечатника Адама Петри, в чьей мастерской – под руководством его пасынка Генриха Петри – позже будет напечатан его главный труд «Космография». С 1547 по 1548 год Мюнстер был избран ректором университета сроком на один год (его девизом было: «Благоговение перед Богом – начало познания») и одновременно принимал участие в рейхстаге в Аугсбурге. После этого, освободившись от повседневных забот, Себастьян Мюнстер смог еще больше посвящать себя давно запланированной подготовке географической энциклопедии. Затем последовали его поездки во Францию и Швейцарию, в Швабию и Баварию, где Мюнстер собрал дополнительные материалы для изображения мира того времени. Мюнстер заключил соглашение с более чем 100 авторами о создании и сборе отчетов о поездках и обзорах мест со всего мира. Тот факт, что Йоханнес Штумпф работал над публикацией Eydgenossenschektiven (швейцарской справочной работы) в Цюрихе, побудил Мюнстера ускорить завершение работы над Cosmographia. Первое издание «Космографии» появилось в 1544 году, переводы, новые издания и дополнения занимали всю его оставшуюся жизнь.