…
Побережье Лифляндии и Восточной Финляндии от Вольфа до Выборга и далее до Эльсенвоса
Очень редкая морская карта выполнена в стиле «портолано» (прорисована береговая линия и все географические обьекты, расположенные только на ней). Подробное изображение береговых линий Лифляндии (современные Латвия и Эстония), России и Восточной Финляндии. На карте наглядно представлены глубины, локсодромии и компасные розы, типичные для морских карт той эпохи. Компасная роза ориентирована на север наверх. Карта включает в себя различные картографические элементы, такие как песчаные отмели, якорные стоянки, заливы, гавани, дороги, буи, поселения, бакены и названия мест вдоль побережья. Эти объекты имеют решающее значение для навигации, предоставляя морякам информацию о безопасных проходах и потенциальных опасностях. Сведения о глубинах воды обозначена числовыми значениями в саженях (fathoms), что было распространено на морских картах XVIII века. Локсодромии, пересекающие карту, используются для прокладки прямых курсов. В культурном и историческом плане эта карта отражает морские интересы и достижения Европы XVIII века в области навигации, в частности, усилия Великобритании по изучению и навигации в северных морях.
Карта любопытна своей картографической британской наивностью. Это особенно бросается в глаза при нанесении положения Санкт-Петербурга на водную часть Финского залива на условном острове с пояснением: “Петербург – новый город, построенный царем” (Petersburg a new City built by the Czar). Как известно, Финский залив заканчивается на востоке устьем реки Невы и последний остров перед устьем – остров Котлин. Это более-менее подробно отражено на карте. Над этима объектами расположена заготовка для карты-врезки с контуром, удивительно напоминающим Финский залив в месте впадения в него реки Невы. И действительно, на варианте карты 1703 года (A New York Public Library, Image ID 1640730) это карта-врезка с частью Невской губы с островом Котлин посередине, разумеется без Санкт-Петербурга. Этот картографический феномен недостоверности легко объясняется отсутствием актуальных топографических сведений.
Предмет музейного уровня и представляет безусловную историческую ценность. Известные экземпляры: Национальная Библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, GE SH 18 PF 9 P 1/4 D); Библиотека Джеймса Форда Белла (особенная коллекция Библиотеки Миннесотского университета; University of Minnesota Libraries, James Ford Bell Library, DLS Identifier: 1708_oEn_m072)
Джон Торнтон (John Thornton, 1641-1708) – выдающийся лондонский картограф второй половины XVII века. Он был одним из последних представителей Темзской школы картографов и служил гидрографом в Компании Гудзонова залива и Ост-Индской компании (Hudson’s Bay Company and the East India Company). За свою карьеру Торнтон создал большое количество печатных карт, топографических планов и атласов, но также был известным создателем рукописных карт. Джон Торнтон был учеником картографа Джона Берстона (John Burston) в издательстве Drapers. После ухода из компании (1665 год) он вошел в состав объединения, которое поглотило компанию John Seller’ English Pilot в 1677 году. Торнтон пользовался доверием военно-морских и навигационных кругов того времени; одним из его клиентов был Сэмюэл Пипс (Samuel Pepys), военно-морской британский чиновник и составитель дневников.
“Английский лоцманский атлас” (English Pilot) – это атлас морских карт, издававшийся несколькими изданиями с 1671 по 1803 год. Несколько карт были выгравированны Фрэнсисом Лэмбом и Германом Моллом. Показаны линии румбов, песчаные отмели, якорные стоянки, заливы, гавани, дороги, буи, прибрежные поселения, маяки и географические названия. Карты украшены циркульными розами, вертикальными линиями, титульным картушем и гербами. Охватывает Северную Европу, Британские острова на север до Скандинавии, Северный Ледовитый океан и Балтийское море. Глубина показана по измерениям. Нулевой меридиан – Лондон.
Локсодромия (др.-греч. «λοξός» — «косой», «наклонный» и «δρόμος» — «путь») — кривая на поверхности вращения, пересекающая все меридианы под постоянным углом, называемым локсодромическим путевым углом. Картографическая проекция, в которой все локсодромы изображены прямыми, называется проекцией Меркатора. В старину суда и путешественники нередко двигались по локсодромам, так как идти под постоянным углом к Полярной звезде проще и удобнее. С изобретением компаса мореплаватели перешли на движение по «магнитным локсодромам», то есть по линиям с постоянным углом к магнитному северу, что дало возможность продолжать движение и в облачную погоду. Но как только были выяснены магнитные склонения во всех местах Земли, люди вновь перешли на обычные локсодромы. Даже в XX веке локсодромия использовалась при расчёте требуемого курса при прокладке маршрута самолётов и морских судов.