…
Сокращенная карта Черного моря, составленная для обслуживания французских судов. По заказу г-на де Бойна, статс-секретаря Военно-Морского Министерства
На карте показано побережье Чёрного Моря со множеством топографических элементов суши, особенно Крыма. Рельеф показан графически. Приведены альтернативные названия Черного моря: Pontus Euxinus, Kara Degnizi и Czarne More. В центре декоративный компас с турецкими названиями ветров.
Хорошее коллекционное состояние, соответствует времени изготовления. След медной пластины, издательский фальц. Проведены реставрационные работы. Kарта отнсится к числу картографических редкостей XVIII столетия и имеет историко-культурное, художественное значение, может представлять интерес для музейного собрания. Известный экземпляр: Национальная Библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, GE SH 18 PF 99 P 18).
Библиография: Antoine-Ignace Anthoine de Saint-Joseph. Essai historique sur le commerce et la navigation de la Mer-Noire, ou, Voyage et entreprises pour établir des rapports commerciaux et maritimes entre les ports de la Mer-Noire et ceux de la Méditerranée. 1805 г., стр. 117. (Антуан-Игнас Антуан де Сен-Жозеф. Исторический очерк о торговле и мореплавании на Черном море, или Плавание и предприятия по установлению торговых и морских сношений между портами Черного моря и портами Средиземного моря)
Депо карт и планов Военно-Морского Флота (Dépôt de la Marine), более официально известное как Dépôt des cartes et plan de la Marine, было центральным картографическим учреждением Франции. Серьезная централизация гидрографии во Франции началась, когда Жан-Батист Кольбер стал первым министром Франции в 1661 году. Под его руководством начала действовать первая Королевская школа гидрографии, а также первая съемка побережья Франции (1670-1689). В 1680 году Кольбер объединил различные коллекции карт и мемуаров в единую систему, сформировав ядро источников для того, что впоследствии стало Dépôt.
Само Депо начиналось как центральное хранилище карт французского флота. В 1720 году военно-морской флот объединил свою коллекцию с правительственными материалами, касающимися колоний, создав единое крупное хранилище навигации. К 1737 году Депо создавало свои собственные оригинальные карты, а с 1750 года сотрудники участвовали в научных экспедициях для определения точного расчета долготы. В 1773 году Dépôt получило монополию на составление, производство и распространение навигационных материалов, укрепив свое положение в качестве основного производителя географических знаний во Франции. Карты, одобренные Dépôt, распределялись по официальным складам в портовых городах и продавались уполномоченными торговцами. Карты были высочайшего качества, так как многие из ведущих картографов Франции работали в Депо, в том числе Филипп Бош, Жак-Николя Беллин, Ригобер Бонн, Жан Николя Бюаш и Шарль-Франсуа Ботан-Бопре. Депо продолжало работать до 1886 года, когда оно стало Военно-морской гидрографической службой. В 1971 году оно снова сменило название, на этот раз на Военно-морскую и океанографическую службу. Хотя его название изменилось, его цель во многом осталась прежней: предоставлять высококачественную картографическую и научную информацию военно-морскому флоту и торговому флоту Франции.
Жак Никола Беллин (Jacques Nicolas Bellin, 1703 -1772) – известный французский гидрограф и географ. Беллин родился в Париже. Он был гидрографом французского гидрографического отделения, членом Морской Академии и Королевского общества Лондона. Его долгая карьера гидрографа и инженера-гидрографа во Французском департаменте карт и планов морского флота привела к созданию сотен высококачественных морских карт практически по всему миру. Истинное детище эпохи Просвещения, работа Беллина сосредоточена на функции и точности, стремясь при этом быть менее декоративной, чем картографические работы более раннего XVII – XVIII веков. В отличие от многих своих современников, Беллин всегда тщательно цитировал свои источники, а его научный актив состоит из более 1400 статей по географии, подготовленных для Энциклопедии Дидро. За 50-летнюю карьеру Беллин создал количество карт, представлявших особый интерес для Ministère de la Marine. Его карты Канады и французских территорий в Северной Америке (Новая Франция, Акадия, Луизиана) особенно ценны. Беллин создал ряд морских атласов мира, например, Atlas Maritime и Hydrographie Francaise. Атласы были весьма востребованы по всей Европе и переиздавались на протяжении XVIII-го и даже в XIX-м веке. Беллин также создал карты меньшего формата, такие как в Petit Atlas Maritime (5 томов, 1764 год), содержащим 580 мелкодетализированных карт. Беллин задал очень высокий уровень мастерства и точности, благодаря чему Франция стала ведущей державой в европейской картографии и географии. Многие из его карт были скопированы другими картографами Европы.
Пьер Этьен Буржуа де Бойн, маркиз де Бойн, граф Гедревиль, маркиз де Сэн и барон де Лаас (Pierre Étienne Bourgeois de Boynes, Marquis de Boynes, Graf von Gueudreville, Marquis de Sains und Baron de Laas; 1718-1783) — французский судья и государственный деятель, статс-секретарь Военно-Морского Флота при Людовике XV.