…
Яркая пропагандистская уникальная карта состояния Европы в 1877 году. Именно после появления прототипа этой карты Россию стали изображать в виде осьминога (спрута), в то время как другие европейские страны показывались в виде людей или нейтральных символов. В пропаганде это называется «дегуманизация противника». Уникальность карты подтверждается осутствие ещё одного экзмпляра в мировых музеях и библиотеках и ссылок на неё в профессиональных библиографических изданиях, при том, что прототип хорошо известен.
Главным элементом карты является Российская империя с её политическими устремлениями, изображенная в виде массивного осьминога, чьи щупальца тянутся во всех направлениях. Одно щупальце уже задушило Польшу, другое обвилось вокруг Турции, третье уже захватило Среднюю Азию и подбирается к британским владениям в Индии. Но осьминог ранен Крымом и отбивается от Германии. Большинство других стран являются осторожными наблюдателями. Греция изображена в виде непонятного животного с мордой свиньи и медвежьими ушами. (Этот образ и двуязычие явно указывает на магрибское создание карты и мусульманское происхождение автора, смелости которого хватило только на изменение образа беззащитной Греции. В британском прототипе Греция изображена в виде краба, кусающего Турцию за руку). Для усиления демонизации России автор “забыл” отобразить Болгарию, которой нашлось место в прототипе в виде черепа (при всей ангажированности Роуза это была более объективная трактовка).
Прототипом для представленной карты является знаменитая сатирическая карта «Осьминог» (Octopus Map. Serio-comic war map for the year 1877), которая была впервые опубликована в марте 1877 года, через два месяца после того, как Россия напала на Османскую империю в ответ на резню турками болгарских христиан.
Карта «Осьминог» считается картографическим шедевром британского художника-графика Фреда Роуза (Fred Rose), международно признанным образцом визуальной пропаганды. В первом издании автор Роуз был идентифицирован только как «FWR», хотя в издании, выпущенном несколькими неделями позже, было написано уже «FW Rose». Карта быстро стала популярной, и это «исправленное издание» было опубликовано в июле 1877 года в меньшем масштабе и с более крупным осьминогом, угрожающим более обширной географической области на Среднем Востоке и в Центральной Азии. Пересмотренное издание включало новые и более обширные подписи на английском и немецком языках. Роуз кристаллизовал, формализовал и усовершенствовал жанр европейских политических карикатурных карт, но более века о нем почти ничего не было известно кроме важности его работы. Благодаря целенаправленным недавним исследованиям, теперь мы знаем немного больше. Роуз был британским государственным служащим в течение 42 лет, а после выхода на пенсию стал заместителем главного клерка в Управлении внутренних доходов. Одновременно Роуз подрабатывал карикатурами и статьями для газет и журналов, написал два сенсационных романа: один о пикантных романтических связях среди модников, другой о том, кого мы сегодня назвали бы серийным убийцей.
Политические взгляды Роуза проливают свет на карту Octopus. Он был преданным тори с подросткового возраста, навсегда связанным с консерваторами и поддерживал пожизненную связь с консервативными политическими ассоциациями и организациями. Либералы были враждебны Османской империи, особенно после резни болгарских славян, и Гладстон (Gladstone) призывал к удалению турок с Балкан. Консервативная администрация Дизраэли (Disraeli) рассматривала турок как важный противовес российской территориальной экспансии и была особенно обеспокоена тем, что, если Россия захватит Константинополь, у нее будет незамерзающий порт на Средиземном море, в неудобной близости от нового Суэцкого канала. Эта карта отражает взгляды «протурецких тори-русофобов» в противовес взглядам «антитурецких русофилов-либералов».
Карта Octopus была очень успешной в Великобритании и (особенно из-за отсутствия международной защиты авторских прав) в других странах Европы. Были созданы карты на датском, шведском, голландском, португальском, испанском, итальянском и французском языках, а также американское издание (Cornell University Library/Библиотека Корнельского университета; ID Number: 2272.01). Но нет ни одного упоминания в научной литературе о существовании подобного варианта карты. Действительно, карта была настолько хорошо известна, что, когда 22 года спустя Роуз выпустил еще одну знаменательную сатирическую карту («Рыбалка в неспокойных водах»), ее создателем был назван «Фред. В. Роуз, автор карты Европы «Осьминог»”.
Осьминог как агрессивная Российская империя – постоянный образ в пропагандистской картографии. Он убедительно вызывал ощущение безграничного зла. Впервые осьминог появился на карте Фреда Роуза о русско-турецкой войне и от этого клише оказалось трудно избавится.