…
Военно-воздушные силы США, карта навигации для реактивных самолётов
Рассекречено в 2003 году.
Эта карта и другие карты начала реактивной эры были результатом тщательных экспериментов американских военных: “В ответ на появление высокоэффективных реактивных самолетов Военно-воздушные силы США (USAF) и Управление военно-морских исследований США провели серию аналитических исследований и оценок пилотов, которые привели к появлению новых карт, таких как навигационная карта реактивного самолета 1: 2 000 000 (1953–). В них использовался заштрихованный рельеф, улучшенные шрифты и минимум деталей для обеспечения более быстрой интерпретации на более высоких скоростях и высотах, а также они были напечатаны в увеличенных форматах, чтобы уменьшить количество листов, требуемых для полетов на большие расстояния.” (Ральф Эренберг, “Аэронавигационная карта”, в История картографии: том шестой: Картография в двадцатом веке, стр. 28).
В конце 1940-х, в начале холодной войны США столкнулись с острым дефицитом свежей развединформации об СССР. Практически единственным достоверным источником были опросы немецких ученых вывезенных в СССР сразу после войны и отпущенных домой через несколько лет. Но и этот источник быстро себя исчерпал, а другие привычные методы агентурной разведки в условиях сталинского режима практически не работали. Тогда ВВС и флот США открыли программу разведывательных полетов вдоль границ и над территорией СССР. При планировании ядерных ударов военному командованию США были необходимы точные. Данные немецкой аэрофотосъемки, доставшиеся американцам в конце Второй мировой войны в качестве трофея, охватывали только европейскую часть СССР, тогда как созданная в военные годы промышленная база на Урале, в Казахстане и Сибири, по независящим от пилотов люфтваффе причинам, на фотопленку не попала. Кроме того, из-за стремительных темпов развития экономики Советского Союза необходимо было обновить и унаследованные у фашистов карты. Американская авиабаза Инджирлик, располагавшаяся близ турецкого города Адана, была достаточно известным объектом в мире. Потому в США официально объявили, что здесь будет дислоцироваться и эскадрилья НАСА по изучению погодных условий. На долю пилотов, прибывших в Инджирлик, выпало самое сложное — «открыть» южную границу Советского Союза. Деятельность эскадрильи возможно осталась бы в тайне до сегодняшнего дня, если бы секреты не раскрыл Френсис Пауэрс, чей самолет был сбит 1 мая 1960 года над Свердловском — сам он выбросился с парашютом. Летчик поведал, что проходило в 1956-1957 годах. Пилоты поднимались с аэродрома Инджирлик и летели на восток Турции до города Ван, расположенного на берегу одноименного озера. После этого брали курс на столицу Ирана. Пролетев над Тегераном, направлялись в восточном направлении, проходили возле Каспийского моря. Пролетали затем южнее города Мешхеда, пересекали ирано-афганскую границу и далее — вдоль афгано-советской границы. Поворот неподалеку от Пакистана, и по старому маршруту на аэродром Инджирлик… Также лётчикам редстояло пролететь над четырьмя сверхсекретными оборонными объектами Советского Союза — над Семипалатинским ядерным полигоном, находившейся рядом с ним базой стратегических бомбардировщиков Ту-95, полигоном зенитных ракетных войск противовоздушной обороны, близ Сары-Шагана и ракетным полигоном близ Тюра-Там, названного позже космодромом Байконур. Вот эти объекты и предстояло осмотреть всевидящим оком фотоаппаратов и другой разведаппаратуры. Первым на намеченном маршруте был Семипалатинский ядерный полигон.
Военно-воздушные силы Соединённых Штатов Америки, сокращённо ВВС США (United States Air Force (USAF)) — один из видов Вооружённых сил Соединённых Штатов Америки. По численности личного состава и количеству летательных аппаратов являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. Среди подчинённых родов войск включают в себя стратегические ракетные войска, военно-космические силы, силы противовоздушной и противоракетной обороны, части специального назначения и т. д.