…
Карта на плотной бумаге, в хорошем состоянии. Представляет коллекционный интерес.
Енисей — одна из величайших рек Сибири и главнейшая река Енисейской губернии, протекающая во всю ее длину от границ Монголии до впадения ее в Енисейскую губу, обширный залив Северного Ледовитого океана. Река Е. составляется из соединения двух рек: Ха-кема, вытекающего из Хантайского хребта, отделяющего бассейн Е. от озера Косогол, и Би-кема, вытекающего с юго-западного склона горного хребта Ергик-Аргак-Тайга, на границах Иркутской губернии и Монголии… Теперь не имеется никакой мало-мальски верной карты не только реки, но и Енисейской губы. До заведения здесь пароходства по реке плавали, преимущественно вниз по течению, разного рода парусные суда, как-то: каюки, лодки примитивного устройства, затем барки, дощаники и плоты; теперь только еще хлеб, соль и кое-какие громоздкие товары сплавляются на таких судах вниз по реке из Минусинского и Красноярского округов… Пароходство по Енисею открыто в 1863 г. К° купцов Баландина и Кытманова, построившими в Енисейске пароход «Енисей», в 60 сил. Теперь по Е. плавают уже десять пароходов, из которых 6 из Енисейска к устью реки, до Бреховских островов, с товарами, хлебом, а оттуда провозят соленую рыбу и прочие грузы, которых в 1888 г. насчитывалось на сумму до 160000 руб. Все эти пароходы малосильные, отапливаются дровами, к пассажирскому движению не приспособлены. Остальные четыре парохода, товаропассажирские (до 140 сил), содержат срочное сообщение между городами Енисейском, Красноярском и Минусинском, делая в лето от 20 до 22 рейсов. В 1888 г. ими было перевезено 7400 человек, грузов — 129 тыс. пудов. Развитию пароходства на Е. дало толчок открытие в 1876 г. Норденшильдом морского пути из Европы к устью Е. и приход в Енисейск морских немецких и английских пароходов, которые потом за бесценок продавались местным предпринимателям. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)