…
Карта плоская от города Якуцка до Охоцкаго порта по рекам Лены Алдана Маяи Юдомы и Ураком до Пензинскаво моря
Карта составлена и обследована от города Якутска до Охотска по рекам Лене, Алдану, Майе, Юдоме и Ураку до Пензинского моря (англичанином Вильямом Вальтоном, который 15 февраля отправил оригинал г-ну Вишеру в Петербург, 1743 г.); нарисовано с оригинала и гравировано Э. Дуссом.
Хорошее коллекционное состояние. Фоксинг отсутствует, след издательского фальца. Карта имеет историко-культурное значение, представляет интерес для музеев. Она достаточно известна в научно-исторических кругах. Известный экземпляр карты находятся в собрании Стэнфордского Университета (Stanford University, Stanford, California 94305; The Barry Lawrence Ruderman Map Collection; G7272 .L4 1787.K3).
Библиография: 1. Geographie, Geschichte und Bildungswesen in Rußland und Deutschland im 18. Jahrhundert: Briefwechsel Anton Friedrich Büsching – Gerhard Friedrich Müller 1751 bis 1783. 2018 год. Стр. 536.; 2. KATALOG CCXXV “2020 INTERESSANTE NEUZUGÄNGE ZUR STUTTGARTER ANTIQUARIATSMESSE”. Стр. 26.
Atlas universel pour l’étude de la géographie et de l’histoire ancienne et moderne Филиппа де Прето был издан настолько мизерным тиражом, что сейчас бесспорно является библиографической редкостью.
Любопытно что первая полностью русская (к тому же рукописная) карта этого региона под названием “Меркаторская карта дороги от Якутска до Охотска” появилась только в 1788 году. Она была составлена в манере навигационных карт — в Меркаторской проекции, с сеткой географических координат, долгота назначена от Ферро. Техника исполнения — акварель, чернила, тушь, перо. Бумага с филигранью. Автор: Гавриил Андреевич Сарычев (1763−1831) — генерал-гидрограф, адмирал, почетный член Петербургской Академии Наук; исследователь Северной Азии и Северо-Западной Америки, Северного Ледовитого и северной части Тихого океана; участник и руководитель русских морских экспедиций; составитель гидрографических атласов.
Вильям Вальтон или Вилим Вальтон (William Walton; ? – ум. 1743, Москва) — российский мореплаватель английского происхождения, капитан российского императорского флота, участник Великой Северной экспедиции. Поступил на русскую службу в 1723 году в звании штурмана, в 1730 году произведён в лейтенанты. В 1733 году по новому штату написан в лейтенанты майорского ранга и по требования капитана-командора В. И. Беринга назначен во Вторую камчатскую экспедицию. По личной просьбе М. П. Шпанберга включён в состав Южного отряда. Во время экспедиции возглавил дубель-шлюпку «Надежда», с которой совершил 2 плавания в 1738 и 1739 годах. Во время первого плавания прошёл дальше всех кораблей на юг до Иессо. Во время экспедиции, в том числе и экипажем Вальтона отдельно от других, открыто 26 Курильских островов. На время отсутствия главы отряда и после отплытия Беринга в 1739—1740 годах он, уже ставший капитаном 3 ранга, был начальником всех экспедиционных сил в Охотске. В 1741 году исследовал Охотское море между устьями рек Иня и Улья. Вильям Вальтон умер в 1743 году при переезде из Сибири в Москву. В его честь был назван мыс Уолтон на о-ве Зеленый Малой Курильской гряды.
Охотский тракт (также Якутско-Охотский тракт, до 1731 года — Якутско-Охотский путь; также Екатерининский тракт) — водно-сухопутная дорога, действовавшая с 1650-х до 1920-х годов между Якутском и Охотском. Протяжённость в первой половине XIX века составляла 1025 вёрст летнего пути и 1040 вёрст зимнего. Пришёл в упадок после прокладки Якутско-Аянского тракта и перевода фактории Российско-американской компании из Охотска в посёлок Аян в 1840-е годы. Регулярная связь Якутска (основан в 1643 году) с Охотском (основан в 1647 году) была установлена в 1650-е годы. В ранний период существования Якутско-Охотский путь использовался прежде всего для прохода служилых людей и отправки документов. Первое описание тракта произвёл сын боярский Иван Харитонов. В 1719 году он направил отчёт в Якутскую воеводскую канцелярию о проделанном им за 36 дней пути длиною 845 вёрст. Табель о расстоянии между сибирскими городами и слободами от 1724 года длина пути от Якутска до Охотска составляла 801 версту 100 саженей. Участник Первой Камчатской экспедиции Пётр Авраамович Чаплин в путевом журнале подробно описал путь из Якутска в Охотск, совершённый с июля по октябрь 1726 года. В 1731 году на месте Якутско-Охотского пути учреждён почтовый тракт. В это время Якутско-Охотский путь был особенно важен для более быстрой (по сравнению с Якутско-Колымским: Верхоянск — Зашиверск — Нижнеколымск) переброски людей и грузов далее на Чукотку. В 1733 году тракт получил статус государственного. В 1735 году по тракту учреждены почтовые станции. Сообщение по тракту осуществлялось земскими повинностями, а также за вознаграждение. До 1750-х годов тракт использовался в основном в направлении Охотска. С развитием пушного промысла на Тихом океане и Русской Америке из Охотска в Якутск отправилась пушнина. Именной указ Сенату «Об устройстве Иркутского наместничества» 1783 года для улучшения сообщения между Якутском и Охотском предписывал создавать по тракту поселения через каждый 20—25 вёрст, заселяя их осуждёнными.
Этьен Андре Филипп, известный как Филипп де Прето (Étienne André Philippe или Philippe de Prétot, 1710-1787) – французский педагог и географом, член академий Руана и Анже. Филипп де Прето посвятил, как и его отец, свою жизнь. в преподавании и открывал частные уроки истории и географии, которые имели успех. Назначенный королевским цензором, он написал и частично руководил Cours d’études pour l’école militaire. Он также отвечал за надзор за переизданием латинской классики, данной Антуаном-Урбеном Кустелье, и с 1747 по 1755 год опубликовал произведения Катюля, Тибулла, Проперса, Саллюстия, Вергилия, Горация, Ювенала, Перса, Федры, Лукреса. , Велля Патеркула, Евтропа и Теренция, которые он сопровождал пояснительными примечаниями и научными предисловиями. Этьен Андре Филипп также издал Amusemens du cœur et de l’esprit, 1741-1745, 15 vol. in-12 и Recueil du Parnasse, или Новый выбор произведений о беглецах, 1743 г., 4 тома. в-12.