…
Большая, красиво раскрашенная вручную старинная карта Российской Империи, созданная на основе карты Джона Томсона 1814 года (Библиотека Бернского Университета, SOB RoEu ka 3: 4), которая была впервые опубликована в большом издании 1817 года «Нового общего атласа мира» (A New General Atlas of the World). Топографическая основа оставлена практически без изменений за исключением тщательно прорисованной береговой линии Аляски – Русской Америки. Бросается в глаза явная ассиметричнисть композиции. В первоначальном варианте 1814 года этого не было, поскольку на карте была показана Российская империя лишь в Европе и Азии, а оконечная часть американского контонента была обозначена лишь короткой кривой с надписью America. Весьма необычен выбор проекции, которая была приемлима для первоначального варианта, но весьма неудачна при последующем нанесении на карту российских территорий в Америке. Территория “Русской Америки” непривычно сильно искажена как по контуру береговой линии, так и положения границы между российскими и британскими владениями в Северной Америке согласно англо-русской конвенции 1825 года.
Не совсем ясна логика при подкраске границ. Поскольку перед нами политико-административная карта Российскои империи, то внешние границы государства должны быть выделены одним цветом (в нашем случае зелёным). И если с цветом “Независимой тартарии” вопрос не возникает, то выбор магенты для американских территорий, юрисдикция которых подтверждается границей договора и написью Russian America не находит объяснения. Сахалин отмаркирован “независимым” жёлтым цветом, ни зелёным (Россия) ни фиолетовым (Япония), поскольку по Симодскому трактату (1855 года) между Российской империей и Японией Сахалин был признан их совместным нераздельным владением. Сомнительнаа маркировка жёлтым цветом кавказского побережья Чёрного моря, поскольку по Андрианопольскому мирному договору В 1829 года Турция отказывалась от прав на Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта Святого Николая, располагавшегося южнее города Поти, а по Парижскому мирному договору 1856 года эта территория так и не перешла Турции.
Хорошее коллекционное состояние, издательский фальц, фоксинг отсутствует.
Джон Томсон (John Thomson, 1777(ок.)-1840) – известный шотландский картограф и издатель карт, жил и работал в Эдинбурге. Томсон специализировался на путеводителях и атласах и прежде всего известен своим Атласом Шотландии (Atlas of Scotland,1832 г.) и Новым общим атласом (A new general atlas), впервые опубликованным в 1817 г. и переизданным в течение следующей четверти века. Новый общий атлас имел коммерческий успех (был также опубликован в Дублине и Лондоне) благодаря тому, что раскрывал существующие географические знания убедительным образом для широкой аудитории. Атлас Шотландии представил новую географическую информацию и стал первым крупномасштабным атласом Шотландии. Работа над атласом началась в 1820 году и привела к банкротству Томсона в 1830 году из-за высоких затрат на сбор последних исследований и изучение необходимых материалов. Несмотря на публикацию атласа, Томсон снова объявил о банкротстве в 1835 году.
Джеймс Уайлд (James Wyld, 1812–1887) – британский географ и издатель карт. После смерти своего отца в 1836 году Уайлд стал единственным владельцем процветающего семейного картографического предприятия в Чаринг-Кросс. Его карты, которые охватывали такие непредсказуемо разные регионы, как Лондон и золотые прииски Калифорнии, были высоко востребованы, а сам Уайлд имел отличную репутацию картографа; он был избран членом Королевского географического общества в 1839 году и был назначен географом королевы Виктории и принца Альберта (как и его отец). У Уайлда был оппортунистический подход к бизнесу – он был плодовитым издателем карт и путеводителей (настолько сильно, что журнал Панч утверждал, что, если бы страна была обнаружена в недрах земли, Вильд создал бы ее карту, «как только она будет обнаружена. если не раньше »), но его проекты не всегда были успешными; хотя он и нажился на «железнодорожной мании» конца 1830-х годов, но в результате оказался вовлеченным в ряд судебных дел с железнодорожными компаниями, покольку в погоне за прибылью Уайлд напечатал карты и путеводители по лондонской сети железных дорог, в том числе станции и соединения, которые были запланированы но не построены. Уайлд помог создать как Ассоциацию геодезистов, так и Институт геодезистов для лоббирования собственных интересов.
Джордж Филип (George Philip, 1800–1882) – известный издатель и картограф, активный в середине и конце XIX века. Филип родился в семье кальвинстов в Хантли, Абердиншир, Шотландия. Около 1819 года он поступил в ученики к Уильяму Грэплу (William Grapel), ливерпульскому типографу и книготорговцу. Пятнадцать лет спустя, в 1834 году, Филип основал свою собственную книжную и картографическую фирму в Ливерпуле. Самые ранние карты Филиппа были в основном образовательными материалами, выпущенными в тандеме с Джоном Бартоломью-старшим, Августом Петерманом и Уильямом Хьюзом (John Bartholomew Sr., August Petermann; William Hughe). В 1848 году Филипп принял в издательство своего сына Джорджа Филпа-младшего (1823–1902), и изменил его название на George Philip & Son Ltd. Джордж Филип-младший руководил фирмой до своей смерти в 1902 году, когда она превратилась в крупное издательское дело. Его преемники основали Лондонский географический институт, фабрику, где они применили современные методы печати для производства тысяч экономичных и высококачественных карт. В апреле 1988 года компания George Philip & Son была приобретена Octopus Publishing, филиалом Reed International. Тем не менее, сегодня издательство по-прежнему существует как George Philip & Son.