…
Потрясающая своей декоративностью карта Мира 1852 года Виктора Левассера
Карта увидела свет в рамках грандиозного проекта – «Иллюстрированный национальный атлас 86 департаментов и владений Франции, разделенных на округа, кантоны, коммуны, с изображением всех дорог, водных и железнодорожных путей. Составлен по материалам кадастровых работ Военно-строительного депо В. Левассером, инженером-географом, приписанным кадастрово-инженерному делу Парижа. Гравирован на стали лучшими художниками. Издал А. Комбетт. Париж».
Левассер изобразил Мир в проекции Меркатора, с шестью известными континентами, а также показал следы не открытой тогда ещё Антарктиды. Картографический стиль этого произведения является абсолютно минималистским, но несколько забавных элементов вносят особую ноту. Это расширение территории штата Орегон в Британской Колумбии – отражение американских притязаний, что впоследствии привело к “спору 54 40”. Кроме того, в Северной Америке штат Техас показан в качестве независимого государства и отдельно отмечена “Американская Россия”. Карта имеет сложное аллегорическое обрамление. Четырe медальона, несущие аллегорическое представление о каждом сезоне. Весна, в левом верхнем углу, представлена молодой обнажённой женщиной, скромно (?) прикрытой гирляндами. Лето, в правом нижнем углу, олицетворяется мощным бородатым мужчиной, одетым в шкуру животного и вкушающим от щедрот жизни. Осень, в верхнем правом – это молодой человек, пожинающий урожай. И зима, в нижнем левом, это зябнущая старушка на фоне снега. Вверху карты изображение небосвода с символами знаков зодиака. В центре – любопытный сюжет с обнажённой женщиной с четырьмя грудями, которая прикована к земле или к тяжелой коробке, которую она держит в руках (Пандора?). Адам и Ева справа идут рука об руку после грехопадения в Эдеме. В нижней части карты разворачивается еще более интересная сцена в виде любопытного панорамы. Иисус сидит на троне, с крестом в левой руке. Слева от него находятся толпа демонстрантов, в том числе Наполеон, Сократ и другие неустановленные великие люди, несущих плакаты с надписью Paix (мир), Liber (свобода) и Egalite (равенство). За ними купольное здание, скорее всего, греческий или римский храм. Справа от Иисуса две очень разные сцены показывают толпу бегущих в ужасе, а на переднем плане фарисей держит Тору и сарацин в тюрбане . За ними видны пирамиды Египта. Люди движутся к зарослям, посреди которых находится бюст сатаны. Мы можем только предположить, что Левассер пытался передать превосходство разума и логики над эмоциями и миром старых суеверий.
Виктор Левассер (Victor Levasseur, 1795–1862) — знаменитый французский картограф, получил широкую известность в первую очередь благодаря своему характерному декоративному стилю. Левассер выпустил множество карт, которыми восхищались современники из-за художественного содержания аллегорических сцен, окружающими карту, чем деталями карты.